Двуручник

Заброс назад

 «Бог явно не нахлыстовик, иначе он поместил бы глаза нам на затылок». Мой ученик был явно разочарован своим забросом назад. «Не уверен» - ответил я. «Может он просто хочет, чтобы мы верили в то, чего не видим». Он что-то проворчал в ответ и вернулся к кастингу. Многие люди разделяют это разочарование углом, под которым удочка движется назад. Даже некоторые опытные нахлыстовики стесняются своего заброса назад. Мы не хотим оглядываться назад во время ловли рыбы и мы не привыкли применять силу, направленную назад, когда мы что-то забрасываем вперед. Большинство людей не справляются с забросом назад, в то время как другие дергают удочку с чрезмерной силой. Тем не менее, наиболее распространенная ошибка при забросе назад, это опускание кончика удочки и линии полета шнура, которые происходят при заламывании запястья.

Начните низко и медленно

 Большинство инструкторов по забросу рекомендуют начинать заброс назад располагая кончик удочки низко, близко к воде (или траве). Таким образом, шнур располагается максимально прямо. Отсутствие провисания позволяет начать перемещение шнура как только вы начнете поднимать удочку при взмахе назад. Провисание шнура заставит вас при взмахе назад остановить удочку дальше, чем нужно, тем самым увеличивая вероятность направления шнура назад вниз.

 Мои ученики начинают медленно поднимать удочку, пока она не окажется на полпути к вертикали. Медленное начало заброса противодействует тенденции некоторых людей слишком быстро перемещать удочку. Слишком быстрый старт при взмахе назад может согнуть удочку так сильно, что ее кончик окажется ниже линии полета шнура, что приведет к образованию захлеста. Такое движение вызывает «свистящий» звук, который издает ваше, слишком быстро перемещающееся, удилище, при этом слишком рано поднятый шнур оставляет следы пузырьков на воде.

Аккуратный подъем до уха

 Большинство инструкторов по кастингу для перемещения удочки, во время заброса назад, учат движению руки вверх-назад, чтобы отправить шнур назад и вверх. (Больше информации о целевых линиях заброса вы можете найти в специальной статье.) На своих занятиях я учу поднятию руки на высоту уха (рис. 1). Я использую эту высоту для того, чтобы поднять локоть на несколько сантиметров, для обеспечения достаточной подъемной силы. Старая традиция заброса, с книгой под мышкой, позволяла поднимать руку только до уровня шеи. Дополнительный подъем локтя позиционируют руку и подготавливают плечевые мышцы для мощного взмаха вперед. Он также хорошо послужит вам при забросах на более длинные расстояния. Когда мои ученики привыкают к подъему руки к уху, я учу их укорачивать или удлинять это движение в зависимости от расстояния, на которое делается заброс. Опытные кастингисты, независимо от стиля, используют короткие движения руки для коротких забросов и более длинные для дальних забросов.

 Однако есть некоторые вариации в стилях заброса назад. Леф¬ти Крэй учит горизонтальному движению руки, а не ее подъему. Его стиль заброса более горизонтален, чем стиль, с которого многие из нас начинают. У этого стиля заброса есть и свои преимущества. Он помогает в ветреные дни держать большие крючки подальше от вашей головы и охраняет вас от необходимости поднимать над головой тяжелые морские удочки. Есть ряд ситуаций, в которых я тоже использую на рыбалке боковой заброс назад.

 Для меня, однако, главное преимущество более вертикального заброса назад в том, что можно легко выровнять все части заброса для повышения точности – удочку, арку заброса, шнур и вертикальность петли (представьте, например, что забрасываете мушку, подлесок и шнур на узкую полоску медленно текущей воды). Мне так же больше нравится вертикальная плоскость заброса назад для обучения начинающих нахлыстовиков.

Держите жестко запястье

 Без первоначально акцента на подъем многие люди держат руку низко, оставляя запястью выполнять работу по перемещению удочки. Изредка вы можете видеть, что кто-то довольно хорошо забрасывает таким образом, но у большинства возникают проблемы, когда приходится полагаться на слабые мышцы запястья во время плавного наложения силы во время дальнего заброса. Привычку забрасывать запястьем, которая часто заставляет шнур опускаться вниз за спиной, редко получается легко «сломать», поэтому большинство учителей подчеркивают наличие «жесткого» запястья, наряду с движением руки вверх.

Насколько четко надо фиксировать запястье? Среди опытных кастингистов мы можем увидеть некоторые вариации в фиксации запястья. Некоторые эксперты учат небольшому «контролируемому» движению запястья как средству увеличения скорости движения кончика удочки. Например, у Джоан Вульф запястье слегка «заламывается» в конце взмаха назад, а Тим Раджеф использует свое запястье чтобы перед подъемом вращать кончик удочки. Тем не менее, многие из моих начинающих учеников теряют согласованность, когда учатся даже таким ограниченным действием запястья при взмахе назад, поэтому я начинаю обучение с фиксированного запястья для управления кончиком удочки, и оставляю введение дополнительных движений запястья и увеличения скорости кончика удочки на потом. Мне нравится использовать заброс назад Стива Раджефа в качестве модели для начинающих. В его запястье трудно обнаружить какое-либо движение пока он не остановит движение комля удочки.

Al Kyte THE BACK CAST

Рис. 1. Подъем удилища к уху с «твердым» запястьем сводит к минимуму использование слабых мышц запястья и добавляет силу мышц плеча к движению взмаха.

Быстрая остановка взмаха

 Поднимая руку к уху вы должны резко ее остановить. Всякий раз, когда вы нагружая изгибаете удочку, а затем резко останавливаете ее комель, вы заставляете кончик удочки ускоряться и распрямляться. Это также ускорят полет шнура. Инструкторы по кастингу по-разному учат внезапно останавливать удочку, чтобы использовать эту дополнительную энергию. Известный спортсмен и дизайнер удочек Джимми Грин придумал термин «положительный стоп». Я использую термин «сжатый стоп», потому, что я сжимаю пальцы, чтобы помочь себе сделать остановку.

 Другая фраза, которую мы часто слышим – «ускорение перед остановкой». Тайминг ускорения кончика удочки непосредственно перед остановкой не всегда легко рассчитать. Большинство из нас привыкли бросать мяч и, кажется, хотят применить силу в начале движения. При резкой остановке движения руки вверх происходит изгиб (разгрузка) кончика удочки назад. Чем больше вы наклоняете руку к горизонтали при забросе назад над головой, или не делаете резкую остановку, тем более удилище изгибается вниз, а не назад (рис.2). Разница в размере петли может быть впечатляющей.

Практика заброса назад

 Есть один хороший способ сосредоточиться на технике заброса назад – нужно потратить некоторое время только на практику заброса назад. Найдите просторный газон и выложите около 9 метров шнура прямо перед собой. Начните заброс с расположения кончика удочки в нескольких сантиметрах над травой. Медленно поднимайте кончик удочки, наблюдая, как пуховая тренировочная мушка на конце вашего поводка, движется по газону. Когда комель удочки почти достигнет вертикали ускорьте движение подъема и почти немедленно остановите руку возле уха. Если вы сохраните жесткое запястье, кончик удочки остановится немного дальше вертикали, послав шнур назад и немного вверх. Позвольте шнуру упасть на лужайку позади вас, затем развернитесь и отойдите назад на достаточное расстояние, чтобы вытянуть шнур прямо на траве, держа кончик удочки близко к траве. Сделайте еще один заброс назад. Повернитесь назад и сделайте это снова. Если это упражнение повторять в течении нескольких сеансов, вы должны почувствовать, что начинаете контролировать любую попытку «завалить» запястье за спину.

 Существуют различные способы проверить свой прогресс с забросом назад. Например, друг-нахлыстовик, наблюдающий со стороны, может внести коррективы, которые помогут улучшить тайминг, направление заброса назад и размер петли. Гордон Джадд, передовой кастингист из клуба Лонг-Бич, предложил установить перед собой подставку для зеркала, что бы вы могли не поворачиваясь видеть свои петли при забросе назад. Это, так сказать, зеркало заднего вида для нахлыстовика. Открытие позиции достаточно, для того, чтобы повернуться и посмотреть на ваш заброс назад. Но обычный поворот изменяет то, что происходит при забросе назад. Когда я поворачиваюсь назад, я стараюсь как можно меньше менять положение плеча и руки.

Al Kyte THE BACK CAST

Рис. 2. На этой иллюстрации заброса назад над головой показан неправильный наклон удочки, он слишком низок и вызван чрезмерным перемещение руки к горизонтали. Перемещение ее назад и вверх уменьшило бы эту проблему.

 Вы можете легко проверить движение руки и твердость запястья взглянув на свою руку, в которой находится удочка, во время некоторых их ваших забросов назад. В качестве ориентира к этому стилю я пытаюсь остановить удочку примерно в 30 градусах от вертикальной плоскости. Как уже упоминалось ранее, вы также можете проверить наличие чрезмерно рано приложенной силы прислушиваясь к звуку вашего удилища. Вы должны уметь забрасывать шнур не слыша свою удочку.

 Движение с «жестким» запястьем до уровня уха при забросе назад, которое я преподаю начинающим, вместе с этими практическими идеями, часто оказывалось полезным людям с хорошо укоренившимися проблемами заброса назад. Не соглашайтесь с ограничениями, которые могли проникнуть в ваши забросы. Попробуйте эти решения. Мой единственный дополнительный совет, это совет Мэла Крюгера, который он дает в конце целого дня кастинга: «Во сне держите жестким запястье».

 

All Kyte

 Перевод Д. Думченко, специально для flytying.msk.ru

 

Двуручник