Двуручник

Делай раз, делай два ...

Основы нахлыстового заброса. Часть 2: Три фазы

 В це­лом ба­зо­вая тех­ни­ка за­бро­са со­сто­ит из трех не­за­ви­си­мых от сти­ля за­бро­са фаз (см. часть 1 этой ста­тьи). При опи­са­нии этих фаз ис­поль­зу­ют­ся об­ще­при­ня­тые тер­ми­ны, ко­то­рые я при­ме­няю, рас­смат­ри­вая ка­ж­дый за­брос.

Эти­ми тре­мя фа­за­ми яв­ля­ют­ся:

  • «Ус­ко­ре­ние» (фа­за 1)
  • «Раз­во­рот на 180°» (фа­за 2)
  • «Пе­ре­да­ча энер­гии» (фа­за 3)

 Ес­ли «Ус­ко­ре­ние» - от­прав­ная точ­ка за­бро­са, то «Раз­во­рот» сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что за­брос дей­ст­ви­тель­но вы­пол­ня­ет­ся, а фа­за «Пе­ре­да­ча энер­гии» вклю­ча­ет весь про­цесс и за­вер­ша­ет за­брос. Не­смот­ря на то, что мы про­ни­ка­ем в са­мую суть за­бро­са, имей­те в ви­ду: в кон­це кон­цов, все, что мы в ре­аль­но­сти де­ла­ем, - это сги­ба­ем и раз­ги­ба­ем уди­ли­ще, ко­то­рое на­прав­ля­ет шнур. Все, что мы со­би­ра­ем­ся об­су­ж­дать, по­мо­жет нам луч­ше по­нять, как до­бить­ся боль­ше­го в управ­ле­нии про­цес­сом и кон­тро­ле сги­ба­ния уди­ли­ща (что в ко­неч­ном сче­те по­мо­жет нам луч­ше кон­тро­ли­ро­вать дви­же­ние шну­ра).

 По­сколь­ку уди­ли­ще наш «пе­ре­во­дчик с язы­ка за­бро­са», мы ис­сле­ду­ем три фа­зы как с точ­ки зре­ния сис­те­мы «ру­ка-кисть», так и с точ­ки зре­ния сис­те­мы «уди­ли­ще-шнур». Ка­ж­до­му ас­пек­ту бу­дут пред­ше­ст­во­вать руб­ри­ки «Ру­ка-кисть» и «Уди­ли­ще-шнур», со­от­вет­ст­вен­но. Сна­ча­ла об­су­ж­де­ние бу­дет ка­сать­ся ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са, а бо­лее под­роб­ное рас­смот­ре­ние бу­дет по­том.

Ус­ко­ре­ние (Фа­за 1)

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

  «Ус­ко­ре­ние» - от­прав­ной мо­мент, по­мо­гаю­щий соз­дать на­тя­же­ние шну­ра во вре­мя за­бро­са. Ус­ко­ре­ние соз­да­ет дви­же­ние и со­хра­ня­ет энер­ге­ти­че­ский за­пас в сис­те­ме «уди­ли­ще-шнур» и, на­ко­нец, по­зво­ля­ет дос­та­вить муш­ку у це­ли. Без этой фа­зы вы весь день про­сто­ите с уди­ли­щем в ру­ках. Эта фа­за не­од­но­крат­но опи­сы­ва­лась, в том чис­ле в ра­бо­тах Джо­ан Вульф (Joan Wulff) как «за­гру­жаю­щее дви­же­ние», и Чарль­за Рит­ца (Charles Ritz) как «на­чаль­ное уси­лие». Дру­гие ав­то­ры ис­поль­зу­ют схо­жие тер­ми­ны, в том чис­ле и тот, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся здесь – ус­ко­ре­ние.

 Фа­за «Ус­ко­ре­ние», в за­ви­си­мо­сти от ти­па за­бро­са, мо­жет быть раз­лич­ной, но сте­пень раз­ли­чий бу­дет не­зна­чи­тель­ной, да­же ес­ли бы она за­ви­се­ла толь­ко от уди­ли­ща, как при за­бро­се ти­па «Bow and Arrow».

 Ру­ка-Кисть: «Ус­ко­ре­ние» - это та часть за­бро­са, в ко­то­рой сис­те­ма «ру­ка-кисть» на­чи­на­ет дви­же­ние с на­рас­таю­щим ус­ко­ре­ни­ем, сле­дуя тра­ек­то­рии за­бро­са (рис. 1). Мы го­во­рим «дви­же­ние вверх-и-на­зад» и «вниз-и-впе­ред» (см пер­вую часть ста­тьи).

 Уди­ли­ще-Шнур: В ре­зуль­та­те ус­ко­ре­ния уди­ли­ще про­ги­ба­ет­ся. Из-за это­го про­ги­ба дви­же­ние вер­шин­ки уди­ли­ща бу­дет не­сколь­ко от­ста­вать от дви­же­ния ва­шей ру­ки (рис.1). Как след­ст­вие вер­шин­ка уди­ли­ща пой­дет по иной тра­ек­то­рии, чем ва­ша ру­ка, и тра­ек­то­рия это­го дви­же­ния за­ви­сит от то­го, сколь­ко энер­гии при­ла­га­ет­ся к уди­ли­щу (рис. 2). Шнур, про­хо­дя­щий че­рез тюль­пан, сле­ду­ет в на­прав­ле­нии, ко­то­рое ему за­да­ет уди­ли­ще. В за­ви­си­мо­сти от то­го, как ус­ко­ря­ет­ся уди­ли­ще, эти на­прав­ле­ния, так же как и «по­ве­де­ние» шну­ра, мо­гут зна­чи­тель­но от­ли­чать­ся.

Раз­во­рот (Фа­за 2)

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Фа­за «Раз­во­рот» яв­ля­ет­ся фак­ти­че­ски со­став­ной ча­стью фа­зы «Ус­ко­ре­ние» и вы­пол­ня­ет­ся за счет бы­ст­ро­го из­ме­не­ния уг­ла на­кло­на ру­ко­ят­ки уди­ли­ща (и, в ко­неч­ном сче­те, его вер­шин­ки). Дру­ги­ми сло­ва­ми, про­ис­хо­дит раз­во­рот на 180° вер­шин­ки уди­ли­ща, от на­чаль­но­го по­ло­же­ния в за­бро­се до за­клю­чи­тель­но­го (рис. 3). Это дей­ст­вие вклю­че­но в про­фес­сио­наль­ный жар­гон дру­гих на­хлы­сто­ви­ков под раз­лич­ны­ми на­зва­ния­ми, на­при­мер, «вы­стрел и стоп» - тер­мин Ма­ка Брау­на (Mac Brown), «раз­гон и ос­та­нов­ка» Леф­ти Крея (Lefty Kreh), «си­ло­вое ус­ко­ре­ние» у Чарль­за Рит­ца, «мик­ро­се­кунд­ное дви­же­ние за­пя­стья» у Ду­га Сви­ше­ра (Doug Swisher) и «энер­гич­ный щел­чок» у Джо­ан Вульф. Мне лич­но нра­вит­ся тер­мин «Раз­во­рот», по­сколь­ку он хо­ро­шо опи­сы­ва­ет дви­же­ния в сис­те­мах «ру­ка-кисть» и «уди­ли­ще-шнур» и со­от­но­сит­ся с по­ня­ти­ем, ко­то­рое я на­зы­ваю «По­сле­до­ва­тель­ность раз­во­ро­та». Пред­ставь­те вме­сте со мной: пред­пле­чье и кисть по­во­ра­чи­ва­ют ру­ко­ят­ку уди­ли­ща, ко­то­рая, в свою оче­редь, по­во­ра­чи­ва­ет ком­ле­вую часть уди­ли­ща. Та воз­дей­ст­ву­ет на вер­шин­ку уди­ли­ща, ко­то­рая уже раз­во­ра­чи­ва­ет сам шнур (то есть об­ра­зу­ет пет­лю). Да­лее рас­прям­ля­ет­ся под­ле­сок, ко­то­рый дос­тав­ля­ет муш­ку к це­ли. Вот та­кая «По­сле­до­ва­тель­ность раз­во­ро­та» от ру­ки к муш­ке. Мно­гие на­хлы­сто­ви­ки уже ис­поль­зу­ют этот тер­мин для опи­са­ния не­ко­то­рых ас­пек­тов за­бро­са, по­это­му мы лишь ра­зо­вьем эту кон­цеп­цию на всех ста­ди­ях не­пре­рыв­но­го дви­же­ния за­бро­са.

 Ру­ка-кисть: Фа­за «Раз­во­рот», яв­ляю­щая­ся ре­зуль­та­том вра­ща­тель­но­го дви­же­ния пле­ча и лок­тя, мо­жет на­чи­нать­ся в за­бро­се очень ра­но, но рас­смат­ри­вае­мая часть фа­зы «Раз­во­рот» - бли­жай­шая к кон­цу за­бро­са, ко­гда кисть де­ла­ет бы­ст­рый по­во­рот-тол­чок, на что мы глав­ным об­ра­зом и об­ра­тим вни­ма­ние (рис. 4). «Раз­во­рот», будь он от пле­ча, лок­тя или кис­ти, яв­ля­ет­ся ча­стью все­го по­то­ка дви­же­ния и пе­ре­да­чи энер­гии во вре­мя ус­ко­ре­ния уди­ли­ща и шну­ра. «Раз­во­рот» обес­пе­чи­ва­ет не­сколь­ко ве­щей: (1) – до­пол­ни­тель­ный про­гиб уди­ли­ща, (2) – боль­шую ско­рость уди­ли­ща, (3) – оп­ре­де­ля­ет фор­му пет­ли шну­ра.

 Уди­ли­ще-шнур: Пом­ни­те, что вер­шин­ка уди­ли­ща от­ста­ет от дви­же­ний ру­ки-кис­ти в фа­зе «Раз­во­рот». Та­ким об­ра­зом, то, что про­ис­хо­дит в сис­те­ме «ру­ка-кисть», от­ра­жа­ет­ся на сис­те­ме «уди­ли­ще-шнур» с не­зна­чи­тель­ной вре­мен­ной за­держ­кой. Од­на­ко что­бы все это в боль­шей сте­пе­ни обес­пе­чи­ва­ло ус­пеш­ное вы­пол­не­ние за­бро­са, тре­бу­ет­ся еще кое-что, а имен­но – фа­за «Пе­ре­да­ча энер­гии».

Пе­ре­да­ча энер­гии (Фа­за 3)

 С фа­зы «Ус­ко­ре­ние» на­чи­на­ет­ся за­брос, фа­за «Пе­ре­да­ча энер­гии» его за­вер­ша­ет. Как од­на из фаз за­бро­са, «Пе­ре­да­ча энер­гии» на­чи­на­ет­ся то­гда, ко­гда в фа­зе «Раз­во­рот» на­чи­на­ет сни­жать­ся ско­рость. В од­них слу­ча­ях вре­мен­ная рам­ка за­мед­ле­ния мо­жет быть дос­та­точ­но чет­кой (как пра­ви­ло, это на­зы­ва­ет­ся «ос­та­нов­ка»). В дру­гих слу­ча­ях эта фа­за мо­жет быть не­яв­но вы­ра­жен­ной (ино­гда это на­зы­ва­ет­ся «без­ос­та­но­воч­ный за­брос»). Я счи­таю, что тер­мин «Пе­ре­да­ча энер­гии» опи­сы­ва­ет и то, что про­ис­хо­дит с уди­ли­щем, и хо­ро­шо впи­сы­ва­ет­ся в ка­те­го­рии «ос­та­нов­ка» и «без­ос­та­но­воч­ный за­брос» (а так­же все про­ме­жу­точ­ные ва­ри­ан­ты ме­ж­ду «ос­та­нов­кой» и «без­ос­та­но­воч­ным за­бро­сом»).

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Ру­ка-кисть: «Пе­ре­да­ча энер­гии» на­чи­на­ет­ся в той точ­ке за­бро­са, ко­гда фа­за «Раз­во­рот» на­чи­на­ет за­мед­лять­ся (рис. 5). С точ­ки зре­ния «Ба­зо­во­го за­бро­са» это оз­на­ча­ет ос­та­нов­ку ру­ки и кис­ти – то есть чис­тое, кон­тро­ли­руе­мое пре­кра­ще­ние дви­же­ния, кон­тро­ли­руе­мое пре­кра­ще­ние дви­же­ния, а не за­мед­ле­ние, иду­щее в вя­лой не­кон­тро­ли­руе­мой ма­не­ре. Вы­хо­дя за рам­ки «Ос­нов», фа­за «Пе­ре­да­ча энер­гии» ино­гда мо­жет про­яв­лять­ся как за­га­доч­ное, за­вуа­ли­ро­ван­ное яв­ле­ние. Это осо­бен­но спра­вед­ли­во при за­бро­се на даль­ность. Од­на­ко это вы­хо­дит за рам­ки рас­смат­ри­вае­мой в этой ста­тье те­мы.

 Уди­ли­ще-шнур: Ко­гда сис­те­ма «ру­ка-кисть» «ос­та­нав­ли­ва­ет­ся», со­гну­тое уди­ли­ще вы­прям­ля­ет­ся, при этом энер­гия, на­ко­п­лен­ная в уди­ли­ще, пе­ре­да­ет­ся шну­ру (рис. 6).

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса  Кро­ме то­го, вы­прям­ле­ние уди­ли­ща, по су­ти, про­дол­жа­ет и за­тем пре­кра­ща­ет фа­зу «Раз­во­рот» с «точ­ки зре­ния» дви­же­ния вер­шин­ки уди­ли­ща (пом­ни­те, что дви­же­ние вер­шин­ки уди­ли­ща от­ста­ет от дви­же­ния ру­ки). С «точ­ки зре­ния» уди­ли­ща пет­ля шну­ра не бу­дет об­ра­зо­вы­вать­ся до тех пор, по­ка шнур не нач­нет про­хо­дить над вер­шин­кой уди­ли­ща (рис. 7).

Од­но сло­во – три фа­зы

 Пе­ред тем как мы пе­рей­дем к де­та­ли­за­ции трех фаз, я хо­чу ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на од­ном тер­ми­не. Это обыч­ный тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в ин­ст­рук­ци­ях по за­бро­су. Но это все-та­ки спе­ци­фи­че­ский тер­мин, имею­щий от­но­ше­ние к трем фа­зам, и он мо­жет по­мочь вам до­бить­ся луч­ше­го за­бро­са. Этот тер­мин – «плав­ность». Но он про­из­но­сит­ся не так, как его мо­жет про­из­не­сти ре­бе­нок, го­во­ря сло­во «bee». Он про­из­но­сит­ся с плав­ным, сколь­зя­щим на­ча­лом, бы­ст­рым на­рас­та­ни­ем и уда­ре­ни­ем в кон­це – сколь­зя­щее на­ча­ло по­доб­но на­ча­лу фа­зы «Ус­ко­ре­ние», бы­строе на­рас­та­ние – это фи­наль­ная часть фа­зы «Раз­во­рот» - и рез­кое за­вер­ше­ние – это «Пе­ре­да­ча энер­гии».

Де­та­ли­за­ция фа­зы «Ус­ко­ре­ние»

 Фа­за «Ус­ко­ре­ние», на­сколь­ко это ка­са­ет­ся за­бро­са, оз­на­ча­ет мед­лен­ное дви­же­ние в на­ча­ле за­бро­са с ус­ко­ре­ни­ем дви­же­ния в кон­це. «Гра­ви­та­ци­он­ный за­брос» и уп­раж­не­ние ти­па «Сколь­же­ние паль­ца» из пре­ды­ду­щей ста­тьи по­мо­гут вам раз­вить хо­ро­шие на­вы­ки в фа­зе «Ус­ко­ре­ния». Скон­чав­ший­ся Фрэнк Стил (Frank Steel) ис­поль­зо­вал вы­ра­же­ние «ус­ко­рен­ное дви­же­ние» (accelerando movement) для опи­са­ния этой фа­зы за­бро­са. Мне оно дей­ст­ви­тель­но нра­вит­ся и вы­зы­ва­ет чув­ст­во му­зы­каль­но­го кре­щен­до (на­рас­та­ния) в дей­ст­вии (по­доб­но сло­ву «плав­ность»).

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса  Эл Кайт (Al Kyte) и Гэ­ри Мо­ран (Gary Moran) в ра­бо­те «В по­хо­де за даль­но­стью – ис­поль­зо­ва­ние био­ме­ха­ни­ки» де­ла­ют вы­вод о том, что на­хлы­сто­ви­ки вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, тех­ни­ку за­бро­са ко­то­рых они изу­ча­ли, со­об­ща­ли ус­ко­ре­ние уди­ли­щу плав­ным, рав­но­мер­ным дви­же­ни­ем. Та­кое плав­ное, рав­но­мер­но на­рас­таю­щее ус­ко­ре­ние обес­пе­чи­ва­ло дви­же­ние вер­шин­ки уди­ли­ща поч­ти по пря­мой тра­ек­то­рии (до то­го, как уди­ли­ще пол­но­стью раз­гру­зит­ся от на­ко­п­лен­ной в нем энер­гии и сфор­ми­ру­ет­ся пет­ля). Те же на­хлы­сто­ви­ки, у ко­то­рых тра­ек­то­рия вер­шин­ки уди­ли­ща пред­став­ля­ла во­гну­тую кри­вую, не мог­ли дос­тичь в за­бро­сах та­ко­го же ре­зуль­та­та.

 Рез­кое дви­же­ние уди­ли­щем в на­ча­ле за­бро­са, по­ка шнур еще ле­жит на во­де, мо­жет вы­звать «пры­жок» шну­ра на на­хлы­сто­ви­ка, ос­лож­нив вы­пол­не­ние хо­ро­ше­го взма­ха на­зад или во­об­ще сде­лав его не­воз­мож­ным. Рез­кое дви­же­ние уди­ли­щем во вре­мя на­хо­ж­де­ния шну­ра в воз­ду­хе мо­жет при­вес­ти к об­ра­зо­ва­нию во­гну­той тра­ек­то­рии, упо­ми­нав­шей­ся вы­ше, и по­ро­дить яв­ле­ние, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «кон­це­вая пет­ля» (рис. 8), яв­ляю­щей­ся од­ной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных про­блем в за­бро­се. Ко­неч­но, слиш­ком ма­лое ус­ко­ре­ние в лю­бом слу­чае при­ве­дет к то­му, что шнур ед­ва ото­рвет­ся от во­ды или ос­та­нет­ся на пла­ву. Итак, да здрав­ст­ву­ет плав­ность!

Де­та­ли­за­ция фа­зы «Раз­во­рот»

 Как уже го­во­ри­лось, фа­за «Раз­во­рот» на­кла­ды­ва­ет­ся на фа­зу «Ус­ко­ре­ние». В фа­зе «Раз­во­рот» ком­ле­вая часть уди­ли­ща ме­ня­ет угол на­кло­на за очень ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, осо­бен­но в кон­це за­бро­са. Вер­шин­ка уди­ли­ща прой­дет за это же вре­мя про­пор­цио­наль­но боль­шее рас­стоя­ние. По­сколь­ку шнур сле­ду­ет за вер­шин­кой уди­ли­ща, он так­же бу­дет дви­гать­ся очень бы­ст­ро. Пра­виль­но вы­пол­нен­ная фа­за «Раз­во­рот» не толь­ко обес­пе­чит кон­троль над фор­ми­ро­ва­ни­ем пет­ли шну­ра, но и в ко­неч­ном сче­те при­даст за­бро­су наи­боль­шую ско­рость.

 В рам­ках ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са фа­за «Раз­во­рот» тре­бу­ет, что­бы вы в ка­кой-то сте­пе­ни ис­поль­зо­ва­ли дви­же­ние ки­стью, но сте­пень ис­поль­зо­ва­ния кис­ти долж­на быть про­ду­ма­на и кон­тро­ли­руе­ма.

 В пре­ды­ду­щей ста­тье бы­ла вы­ска­за­на идея о дви­же­нии ки­стью под уг­лом 10-20°. Смысл идеи был не в том, что­бы вы стро­го при­дер­жи­ва­лись этих зна­че­ний, а в том, что­бы по­мочь вам дер­жать дви­же­ние кис­ти под кон­тро­лем. В об­щем, при вы­пол­не­нии дви­же­ния ки­стью в фа­зе «Раз­во­рот» учи­ты­вай­те сле­дую­щее: «чем мень­ше – тем луч­ше». Вы­пол­нен­ные пра­виль­но дви­же­ния ру­кой и ки­стью об­ра­зу­ют плав­ный по­ток дви­же­ния и по­вод энер­гии. В сво­ей кни­ге «Тех­ни­ка за­бро­са Леф­ти Крея», из­дан­ной в 1974 го­ду, Леф­ти ха­рак­те­ри­зу­ет дви­же­ние ки­стью и как ис­точ­ник энер­гии, и как мо­мент, оп­ре­де­ляю­щий тип пет­ли шну­ра. В кни­ге «В по­ход за даль­но­стью» Ал Кайт и Гэ­ри Мо­ран так­же ис­сле­ду­ют дви­же­ние кис­ти и за­клю­ча­ют, что в от­ли­чие от на­хлы­сто­ви­ков «вто­ро­го уров­ня» спе­циа­ли­сты вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции ис­поль­зо­ва­ли дви­же­ние ки­стью в боль­шей сте­пе­ни, и оно бы­ло кон­тро­ли­руе­мым и про­ду­ман­ным. По мне­нию ав­то­ров, та­кие на­хлы­сто­ви­ки «тре­ни­ро­ва­ли» по­доб­ное дви­же­ние.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Итак, вер­шин­ка уди­ли­ща ус­ко­ря­ет­ся, а по­том, ко­гда ру­ка все еще на­хо­дит­ся в дви­же­нии, кисть де­ла­ет по­во­ра­чи­ваю­ще-тол­каю­щее дви­же­ние. При всех ос­таль­ных рав­ных ус­ло­ви­ях, чем боль­ше бу­дет сте­пень по­во­ро­та вер­шин­ки уди­ли­ща, тем ши­ре бу­дет пет­ля шну­ра (рис. 9). Мел Кри­гер об­су­ж­да­ет эту кон­цеп­цию в кни­ге «Сущ­ность за­бро­са». Идея «Раз­во­ро­та», влияю­ще­го на фор­му пет­ли шну­ра, так­же име­ет от­но­ше­ние к сум­мар­ной ве­ли­чи­не за­груз­ки уди­ли­ща (его про­ги­ба). Чем боль­ше уди­ли­ще на­гру­же­но (чем боль­ше его про­гиб) в фа­зе «Ус­ко­ре­ние», тем доль­ше долж­на длить­ся фа­за «Раз­во­рот», и чем мень­ше на­груз­ка на уди­ли­ще (чем мень­ше про­гиб) в фа­зе «Ус­ко­ре­ние», тем ко­ро­че долж­на быть фа­за «Раз­во­рот». Дру­ги­ми сло­ва­ми, чем ко­ро­че за­брос, тем мень­ше фа­за «Раз­во­рот», и, на­про­тив, чем длин­нее за­брос, тем она боль­ше.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса  Тра­ек­то­рия, по ко­то­рой ус­ко­ря­ет­ся уди­ли­ще, так­же мо­жет ока­зы­вать за­мет­ное влия­ние на фор­му пет­ли шну­ра. Ес­ли вы сде­лае­те ду­го­об­раз­ный взмах ру­кой во вре­мя за­бро­са, вер­шин­ка уди­ли­ща так­же опи­шет вы­пук­лую ду­гу. Ес­ли вер­шин­ка уди­ли­ща опи­сы­ва­ет ду­гу, уга­дай­те, что де­ла­ет шнур (рис. 10)? Та­кое ду­го­об­раз­ное дви­же­ние вер­шин­ки уди­ли­ща час­то яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том «по­во­ро­та» от лок­тя и, по су­ти, при­во­дит к не­кон­тро­ли­руе­мо­му «Раз­во­ро­ту» на всей про­тя­жен­но­сти за­бро­са. Ис­поль­зо­ва­ние дви­же­ния толь­ко ки­стью мо­жет вы­звать ту же про­бле­му. Ба­зо­вая тех­ни­ка за­бро­са, пре­ду­смат­ри­ваю­щая ис­поль­зо­ва­ние кон­тро­ли­руе­мо­го дви­же­ния всей ру­ки, по­мо­га­ет из­бе­жать по­яв­ле­ния ду­го­об­раз­ной фор­мы пет­ли.

Де­та­ли­за­ция фа­зы «Пе­ре­да­ча энер­гии»

 Фа­за «Пе­ре­да­ча энер­гии» (или «Ос­та­нов­ка») ино­гда мо­жет быть са­мой труд­ной для вы­пол­не­ния. Эта труд­ность обу­слов­ли­ва­ет­ся тем фак­том, что ва­ша кисть (и, сле­до­ва­тель­но, ко­мель уди­ли­ща) дви­га­ет­ся бы­ст­ро в те­че­ние фа­зы «Раз­во­рот» как раз пе­ред тем, как она долж­на на­чать за­мед­ле­ние. По­пы­тай­тесь мгно­вен­но за­жать ру­ко­ят­ку уди­ли­ща сра­зу же по­сле фа­зы «Раз­во­рот». Это при­ве­дет к на­пря­же­нию мышц всей ру­ки и бы­ст­ро­му за­мед­ле­нию ком­ле­вой час­ти уди­ли­ща. Уп­раж­не­ние «Удар ла­до­нью» (см. пер­вую часть этой ста­тьи) по­мо­жет вам раз­вить хо­ро­шие на­вы­ки «Пе­ре­да­чи энер­гии», по­сколь­ку они име­ют от­но­ше­ние к ос­но­вам тех­ни­ки за­бро­са. Ко­неч­но, вер­шин­ка уди­ли­ща все еще бу­дет ус­ко­рять­ся по ме­ре раз­груз­ки, до­бав­ляя ско­рость и за­вер­шая об­ра­зо­ва­ние пет­ли шну­ра (фак­ти­че­ски за­вер­шая дви­же­ние ру­ки и кис­ти в фа­зе «Раз­во­рот»). Эл Кайт и Гэр Мор­ган экс­пе­ри­мен­таль­но по­ка­за­ли, что луч­шие на­хлы­сто­ви­ки, ко­то­рые при­ня­ли уча­стие в их ис­сле­до­ва­нии, про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли ис­клю­чи­тель­ный кон­троль за «Пе­ре­да­чей энер­гии».

 Три фа­зы – «Ус­ко­ре­ние», «Раз­во­рот» и «Пе­ре­да­ча энер­гии» по­мо­гут вам по­нять, что же про­ис­хо­дит во вре­мя за­бро­са, а имея чет­кое пред­став­ле­ние об этом, вы смо­же­те из­ме­нить фи­зи­че­ские ас­пек­ты за­бро­са, как мож­но луч­ше при­спо­со­бив ка­ж­дую из фаз к ва­шим прак­ти­че­ским ну­ж­дам.

 Бо­лее под­роб­ную ин­фор­ма­цию о тех­ни­ке на­хлы­сто­вых за­бро­сов мож­но по­лу­чить на сай­те www.flycastinginstitute.com.

Джейсон Боргер

www.jasonborger.com

Двуручник