Делай раз, делай два ...
Основы нахлыстового заброса. Часть 2: Три фазы
В целом базовая техника заброса состоит из трех независимых от стиля заброса фаз (см. часть 1 этой статьи). При описании этих фаз используются общепринятые термины, которые я применяю, рассматривая каждый заброс.
Этими тремя фазами являются:
- «Ускорение» (фаза 1)
- «Разворот на 180°» (фаза 2)
- «Передача энергии» (фаза 3)
Если «Ускорение» - отправная точка заброса, то «Разворот» свидетельствует о том, что заброс действительно выполняется, а фаза «Передача энергии» включает весь процесс и завершает заброс. Несмотря на то, что мы проникаем в самую суть заброса, имейте в виду: в конце концов, все, что мы в реальности делаем, - это сгибаем и разгибаем удилище, которое направляет шнур. Все, что мы собираемся обсуждать, поможет нам лучше понять, как добиться большего в управлении процессом и контроле сгибания удилища (что в конечном счете поможет нам лучше контролировать движение шнура).
Поскольку удилище наш «переводчик с языка заброса», мы исследуем три фазы как с точки зрения системы «рука-кисть», так и с точки зрения системы «удилище-шнур». Каждому аспекту будут предшествовать рубрики «Рука-кисть» и «Удилище-шнур», соответственно. Сначала обсуждение будет касаться базовой техники заброса, а более подробное рассмотрение будет потом.
Ускорение (Фаза 1)
«Ускорение» - отправной момент, помогающий создать натяжение шнура во время заброса. Ускорение создает движение и сохраняет энергетический запас в системе «удилище-шнур» и, наконец, позволяет доставить мушку у цели. Без этой фазы вы весь день простоите с удилищем в руках. Эта фаза неоднократно описывалась, в том числе в работах Джоан Вульф (Joan Wulff) как «загружающее движение», и Чарльза Ритца (Charles Ritz) как «начальное усилие». Другие авторы используют схожие термины, в том числе и тот, который используется здесь – ускорение.
Фаза «Ускорение», в зависимости от типа заброса, может быть различной, но степень различий будет незначительной, даже если бы она зависела только от удилища, как при забросе типа «Bow and Arrow».
Рука-Кисть: «Ускорение» - это та часть заброса, в которой система «рука-кисть» начинает движение с нарастающим ускорением, следуя траектории заброса (рис. 1). Мы говорим «движение вверх-и-назад» и «вниз-и-вперед» (см первую часть статьи).
Удилище-Шнур: В результате ускорения удилище прогибается. Из-за этого прогиба движение вершинки удилища будет несколько отставать от движения вашей руки (рис.1). Как следствие вершинка удилища пойдет по иной траектории, чем ваша рука, и траектория этого движения зависит от того, сколько энергии прилагается к удилищу (рис. 2). Шнур, проходящий через тюльпан, следует в направлении, которое ему задает удилище. В зависимости от того, как ускоряется удилище, эти направления, так же как и «поведение» шнура, могут значительно отличаться.
Разворот (Фаза 2)
Фаза «Разворот» является фактически составной частью фазы «Ускорение» и выполняется за счет быстрого изменения угла наклона рукоятки удилища (и, в конечном счете, его вершинки). Другими словами, происходит разворот на 180° вершинки удилища, от начального положения в забросе до заключительного (рис. 3). Это действие включено в профессиональный жаргон других нахлыстовиков под различными названиями, например, «выстрел и стоп» - термин Мака Брауна (Mac Brown), «разгон и остановка» Лефти Крея (Lefty Kreh), «силовое ускорение» у Чарльза Ритца, «микросекундное движение запястья» у Дуга Свишера (Doug Swisher) и «энергичный щелчок» у Джоан Вульф. Мне лично нравится термин «Разворот», поскольку он хорошо описывает движения в системах «рука-кисть» и «удилище-шнур» и соотносится с понятием, которое я называю «Последовательность разворота». Представьте вместе со мной: предплечье и кисть поворачивают рукоятку удилища, которая, в свою очередь, поворачивает комлевую часть удилища. Та воздействует на вершинку удилища, которая уже разворачивает сам шнур (то есть образует петлю). Далее распрямляется подлесок, который доставляет мушку к цели. Вот такая «Последовательность разворота» от руки к мушке. Многие нахлыстовики уже используют этот термин для описания некоторых аспектов заброса, поэтому мы лишь разовьем эту концепцию на всех стадиях непрерывного движения заброса.
Рука-кисть: Фаза «Разворот», являющаяся результатом вращательного движения плеча и локтя, может начинаться в забросе очень рано, но рассматриваемая часть фазы «Разворот» - ближайшая к концу заброса, когда кисть делает быстрый поворот-толчок, на что мы главным образом и обратим внимание (рис. 4). «Разворот», будь он от плеча, локтя или кисти, является частью всего потока движения и передачи энергии во время ускорения удилища и шнура. «Разворот» обеспечивает несколько вещей: (1) – дополнительный прогиб удилища, (2) – большую скорость удилища, (3) – определяет форму петли шнура.
Удилище-шнур: Помните, что вершинка удилища отстает от движений руки-кисти в фазе «Разворот». Таким образом, то, что происходит в системе «рука-кисть», отражается на системе «удилище-шнур» с незначительной временной задержкой. Однако чтобы все это в большей степени обеспечивало успешное выполнение заброса, требуется еще кое-что, а именно – фаза «Передача энергии».
Передача энергии (Фаза 3)
С фазы «Ускорение» начинается заброс, фаза «Передача энергии» его завершает. Как одна из фаз заброса, «Передача энергии» начинается тогда, когда в фазе «Разворот» начинает снижаться скорость. В одних случаях временная рамка замедления может быть достаточно четкой (как правило, это называется «остановка»). В других случаях эта фаза может быть неявно выраженной (иногда это называется «безостановочный заброс»). Я считаю, что термин «Передача энергии» описывает и то, что происходит с удилищем, и хорошо вписывается в категории «остановка» и «безостановочный заброс» (а также все промежуточные варианты между «остановкой» и «безостановочным забросом»).
Рука-кисть: «Передача энергии» начинается в той точке заброса, когда фаза «Разворот» начинает замедляться (рис. 5). С точки зрения «Базового заброса» это означает остановку руки и кисти – то есть чистое, контролируемое прекращение движения, контролируемое прекращение движения, а не замедление, идущее в вялой неконтролируемой манере. Выходя за рамки «Основ», фаза «Передача энергии» иногда может проявляться как загадочное, завуалированное явление. Это особенно справедливо при забросе на дальность. Однако это выходит за рамки рассматриваемой в этой статье темы.
Удилище-шнур: Когда система «рука-кисть» «останавливается», согнутое удилище выпрямляется, при этом энергия, накопленная в удилище, передается шнуру (рис. 6).
Кроме того, выпрямление удилища, по сути, продолжает и затем прекращает фазу «Разворот» с «точки зрения» движения вершинки удилища (помните, что движение вершинки удилища отстает от движения руки). С «точки зрения» удилища петля шнура не будет образовываться до тех пор, пока шнур не начнет проходить над вершинкой удилища (рис. 7).
Одно слово – три фазы
Перед тем как мы перейдем к детализации трех фаз, я хочу акцентировать внимание на одном термине. Это обычный термин, который используется в инструкциях по забросу. Но это все-таки специфический термин, имеющий отношение к трем фазам, и он может помочь вам добиться лучшего заброса. Этот термин – «плавность». Но он произносится не так, как его может произнести ребенок, говоря слово «bee». Он произносится с плавным, скользящим началом, быстрым нарастанием и ударением в конце – скользящее начало подобно началу фазы «Ускорение», быстрое нарастание – это финальная часть фазы «Разворот» - и резкое завершение – это «Передача энергии».
Детализация фазы «Ускорение»
Фаза «Ускорение», насколько это касается заброса, означает медленное движение в начале заброса с ускорением движения в конце. «Гравитационный заброс» и упражнение типа «Скольжение пальца» из предыдущей статьи помогут вам развить хорошие навыки в фазе «Ускорения». Скончавшийся Фрэнк Стил (Frank Steel) использовал выражение «ускоренное движение» (accelerando movement) для описания этой фазы заброса. Мне оно действительно нравится и вызывает чувство музыкального крещендо (нарастания) в действии (подобно слову «плавность»).
Эл Кайт (Al Kyte) и Гэри Моран (Gary Moran) в работе «В походе за дальностью – использование биомеханики» делают вывод о том, что нахлыстовики высокой квалификации, технику заброса которых они изучали, сообщали ускорение удилищу плавным, равномерным движением. Такое плавное, равномерно нарастающее ускорение обеспечивало движение вершинки удилища почти по прямой траектории (до того, как удилище полностью разгрузится от накопленной в нем энергии и сформируется петля). Те же нахлыстовики, у которых траектория вершинки удилища представляла вогнутую кривую, не могли достичь в забросах такого же результата.
Резкое движение удилищем в начале заброса, пока шнур еще лежит на воде, может вызвать «прыжок» шнура на нахлыстовика, осложнив выполнение хорошего взмаха назад или вообще сделав его невозможным. Резкое движение удилищем во время нахождения шнура в воздухе может привести к образованию вогнутой траектории, упоминавшейся выше, и породить явление, которое называется «концевая петля» (рис. 8), являющейся одной из наиболее распространенных проблем в забросе. Конечно, слишком малое ускорение в любом случае приведет к тому, что шнур едва оторвется от воды или останется на плаву. Итак, да здравствует плавность!
Детализация фазы «Разворот»
Как уже говорилось, фаза «Разворот» накладывается на фазу «Ускорение». В фазе «Разворот» комлевая часть удилища меняет угол наклона за очень короткий промежуток времени, особенно в конце заброса. Вершинка удилища пройдет за это же время пропорционально большее расстояние. Поскольку шнур следует за вершинкой удилища, он также будет двигаться очень быстро. Правильно выполненная фаза «Разворот» не только обеспечит контроль над формированием петли шнура, но и в конечном счете придаст забросу наибольшую скорость.
В рамках базовой техники заброса фаза «Разворот» требует, чтобы вы в какой-то степени использовали движение кистью, но степень использования кисти должна быть продумана и контролируема.
В предыдущей статье была высказана идея о движении кистью под углом 10-20°. Смысл идеи был не в том, чтобы вы строго придерживались этих значений, а в том, чтобы помочь вам держать движение кисти под контролем. В общем, при выполнении движения кистью в фазе «Разворот» учитывайте следующее: «чем меньше – тем лучше». Выполненные правильно движения рукой и кистью образуют плавный поток движения и повод энергии. В своей книге «Техника заброса Лефти Крея», изданной в 1974 году, Лефти характеризует движение кистью и как источник энергии, и как момент, определяющий тип петли шнура. В книге «В поход за дальностью» Ал Кайт и Гэри Моран также исследуют движение кисти и заключают, что в отличие от нахлыстовиков «второго уровня» специалисты высокой квалификации использовали движение кистью в большей степени, и оно было контролируемым и продуманным. По мнению авторов, такие нахлыстовики «тренировали» подобное движение.
Итак, вершинка удилища ускоряется, а потом, когда рука все еще находится в движении, кисть делает поворачивающе-толкающее движение. При всех остальных равных условиях, чем больше будет степень поворота вершинки удилища, тем шире будет петля шнура (рис. 9). Мел Кригер обсуждает эту концепцию в книге «Сущность заброса». Идея «Разворота», влияющего на форму петли шнура, также имеет отношение к суммарной величине загрузки удилища (его прогиба). Чем больше удилище нагружено (чем больше его прогиб) в фазе «Ускорение», тем дольше должна длиться фаза «Разворот», и чем меньше нагрузка на удилище (чем меньше прогиб) в фазе «Ускорение», тем короче должна быть фаза «Разворот». Другими словами, чем короче заброс, тем меньше фаза «Разворот», и, напротив, чем длиннее заброс, тем она больше.
Траектория, по которой ускоряется удилище, также может оказывать заметное влияние на форму петли шнура. Если вы сделаете дугообразный взмах рукой во время заброса, вершинка удилища также опишет выпуклую дугу. Если вершинка удилища описывает дугу, угадайте, что делает шнур (рис. 10)? Такое дугообразное движение вершинки удилища часто является результатом «поворота» от локтя и, по сути, приводит к неконтролируемому «Развороту» на всей протяженности заброса. Использование движения только кистью может вызвать ту же проблему. Базовая техника заброса, предусматривающая использование контролируемого движения всей руки, помогает избежать появления дугообразной формы петли.
Детализация фазы «Передача энергии»
Фаза «Передача энергии» (или «Остановка») иногда может быть самой трудной для выполнения. Эта трудность обусловливается тем фактом, что ваша кисть (и, следовательно, комель удилища) двигается быстро в течение фазы «Разворот» как раз перед тем, как она должна начать замедление. Попытайтесь мгновенно зажать рукоятку удилища сразу же после фазы «Разворот». Это приведет к напряжению мышц всей руки и быстрому замедлению комлевой части удилища. Упражнение «Удар ладонью» (см. первую часть этой статьи) поможет вам развить хорошие навыки «Передачи энергии», поскольку они имеют отношение к основам техники заброса. Конечно, вершинка удилища все еще будет ускоряться по мере разгрузки, добавляя скорость и завершая образование петли шнура (фактически завершая движение руки и кисти в фазе «Разворот»). Эл Кайт и Гэр Морган экспериментально показали, что лучшие нахлыстовики, которые приняли участие в их исследовании, продемонстрировали исключительный контроль за «Передачей энергии».
Три фазы – «Ускорение», «Разворот» и «Передача энергии» помогут вам понять, что же происходит во время заброса, а имея четкое представление об этом, вы сможете изменить физические аспекты заброса, как можно лучше приспособив каждую из фаз к вашим практическим нуждам.
Более подробную информацию о технике нахлыстовых забросов можно получить на сайте www.flycastinginstitute.com.
Джейсон Боргер