Дорогие дамы и господа нахлыстовики!
Три темы, касающиеся техники забросов при ловле нахлыстом настолько занимают меня в настоящее время, что я должен высказать по ним мое четкое личное мнение. В последние годы в рыболовной литературе этим темам уделялось мало внимание, а то немногое, что все-таки появлялось, было с профессиональной точки зрения, в основном, абсолютно неверно.
По своей профессии я постоянно сталкиваюсь в нашей школе нахлыста с всевозможными проблемами забросов наших учеников. Мне приходится давать на них ясные, ответственные и правильные ответы. Для того чтобы облегчить себе просветительскую работу, я написал эту статью. В ней вы найдете подробные и обоснованные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Стили забросов
Этот раздел я написал совместно с моей командой высококлассных специалистов по забросам и ловле нахлыстом. Петер Ульрих и я относимся к более старому поколению, Тобиас Хинцманн и Жан-Поль Котен – к современному. Они предоставили мне очень полезную информацию из США и Скандинавии и не всегда были согласны с моими первоначальными мыслями. В этих случаях мы брали в руки удочки, отправлялись к водоему и продолжали наши диспуты на практике. Я считаю, что это единственно правильный путь к истине, так как в теплом и уютном помещении можно просто утонуть в бесконечных теориях. Таким образом, мы не только обнаружили новые «ниши», но и даже открыли новые «двери» в этой теме.
Практический путь подсказал правильные формулировки и привел к единой версии, которые мы можем предложить нашим дамам и господам нахлыстовикам. Возможно, что кто-то из читателей не согласится с тем или иным пунктом. При этом, однако, нужно иметь в виду, что не существует работы на подобную тему, которую 100% читателей посчитали бы отличной и абсолютно правильной по всем пунктам. Я готов выслушать по- деловому обоснованные возражения, но, пожалуйста, не типа «мне кажется».
«Все в мире постоянно меняется» – это уже в течение десятилетий моя самая любимая поговорка, в особенности, что касается моей профессии. Также и в технике забросов не сказано последнее и на все времена слово.
Так, например сокращение «TLT», что в переводе означает «Техника Тотального Заброса» пришло к нам из Италии. Его автором является Roberto Pragliola Это техника при ловле с забросами вверх по течению в водоемах с быстрым течением. При этой технике используют удочки со сравнительно быстрым строем длиной порядка 7 футов, шнур DT 3 класса и подлесок длиной около 5 метров. Овладеть техникой заброса здесь весьма непросто, но если вам это все же удастся, то она может дать определенные преимущества при ловле рыбы. Однако, применение ее на водоемах со стоячим течением, а также при ловле с забросами вниз по течению на нимфу или стример уже не имеет никакого практического смысла.
Техника «TLT» полностью противоречит моему личному представлению о совершенном забросе. Он начинается сзади примерно на 3 часах и заканчивается впереди примерно на 9 часах. Остановка шнура не видна ни в какой фазе. Ускорение, наклон кисти и посыл вперед осуществляются одновременно. В идеале заброс шнура требует в три раза больше усилий, чем посыл его назад. Cтанет ли эта техника в «строй» с другими признанными стилями забросов - покажет будущее. Я был и буду откровенен.
Две последующие темы я написал самостоятельно. Я ожидаю, что мои выводы вызовут ответную атаку, и я готов принять ее на себя лично. Но старую и массивную скалу не так- то просто потрясти.
Ускорение шнура
Научно обоснованный анализ заброса так же включен в этот сборник. Я попробовал описать с физической и с математической точки зрения нахлыстовый заброс. Кто это уже понимает, тот забрасывает точнее, дальше и лучше, применяя меньше усилий.
Искаженные представления
Некоторые нахлыстовики под видом якобы чего-то «нового» часто презентуют «хорошо» забытое и к тому же мало пригодное к использованию старое. Это может быть переименованное название сложного заброса или самой техники заброса. Часто название заброса переводится с немецкого на английский язык, а для придания большей достоверности его начальные буквы пишутся полужирным шрифтом. Чтобы не быть уличенным в плагиате, «авторы» заменяют простое оригинальное описание более сложным и запутанным. Такого рода «новшества» в последнее время можно во множестве обнаружить в YouTube и Facebook. При этом из вида выпускаются важные моменты совершенного заброса, как будто бы они вообще не существуют. Так, мы не можем забыть о физике, моторике и анатомии. Первые два пункта определяют не только геометрию, но и динамику заброса. Если они не совпадают, то хороший заброс просто не получится, и это понимают многие нахлыстовики.
Настоящий молоток
Наши матери и бабушки варили очень вкусные щи и картофельные супы. Однако, если мы сегодня, спустя десятилетия, их разогреем, то они будут не пригодны к употреблению. Тоже относится и к «теории молотка», которая является основным аргументом для положения большого пальца на рукоятке удочки. Больше об этом вы прочитаете в статье, и больше об этом сказать невозможно. Ну, и меньше тоже.
Г.Р. Хебайзен
Март 2011 года
Группа экспертов, в которую вошли: Тобиас Хинцманн, инженер-строитель, из Берлина (Германия), Жан-Поль Котен, математик из Эштернаха (Люксембург), проживающий в Берне (Швейцария) и Петер Ульрих из Базеля (Швейцария) собрались у меня в Цюрихе для подготовки конструктивного изложения темы обо всех известных в мире стилей забросов. Нашей целью было определение количества существующих стилей, выяснения истории их возникновения, их особенностей, преимуществ или недостатков.
Первое
С самого начала нам стало понятно, что в мире существует бесчисленное количество смешанных стилей, поэтому неоспоримой дефиниции быть не может. Однако, возник вопрос, с какого времени можно и должно говорить о возникновении новых стилей, поскольку большинство из них возникло на базе ранее существовавших стилей забросов. Принимая во внимание, что у каждого стиля имеются свои сугубо индивидуальные особенности, по нашему мнению, все стили принципиально следует разделить на 5 основных стилей, существенно отличающихся друг от друга. При этом речь идет только о забросах одноручным удилищем.
Второе
Мы ни в коем случае не пытались сравнивать различные стили и выявлять лучшие и самые лучшие из них. Причины этого очевидны.
Третье
Некоторые стили забросов, и в особенности, английские, возникли за двести и более лет до появления современных стилей.
Четвертое
В мире существует большое разнообразие водоемов и условий ловли на них. Представим себе хотя бы ловлю нахлыстом с лодки на озерах в Ирландии, морской рыбы в Южной Америке, кумжи в Северном море или ловлю в наших ручьях и реках в Альпах и предгорьях Альп. Всякий, имеющий практический опыт ловли в этих регионах, знает, что для них не существует единого совершенного стиля заброса. Сравните хотя бы рыбалку в условиях штормовой погоды севера, с ограниченным пространством в рыбацкой лодке и c филигранной подачей сухой мушки забросом с загибом в ручье. Поэтому при ловле с лодки, например, в которой находится несколько человек и приходится «дирижировать» удочкой прямо у своего лица английский стиль является идеальным, как это показано в фильме «Обаяние нахлыстовых забросов». Старые стили забросов с течением времени изменялись, и сегодня инструкторы и нахлыстовики применяют улучшенный вариант именно английского и американского стилей. Однако это касается не большинства рыболовов этих странах, а меньшинства, состоящего из более молодых элитных личностей.
Пятое
Нахлыстовые удочки в течение последних десятилетий претерпели существенные изменения. Они стали значительно легче, с более быстрым строем за счет использования современных эластичных материалов. С уменьшением веса удочек снизилась их прочность, что привело к созданию новых вариантов забросов как, например Switch-Cast. Параллельно разрабатывались новые шнуры, которые сегодня идеально подходят для всех имеющихся на рынке удочек.
Важные детали
Мы не можем забывать о том, что существуют длинные, гибкие нахлыстовые удочки для самых тонких шнуров и в тоже время – короткие, очень быстрые типы удочек. Оба экстрима, - например, удочка длиной 10 футов 4 класса и удочка длиной 7 футов 6 класса - предполагают подходящие для них стили забросов. При этом скоро становится понятно, что даже очень длинной удочкой делать забросы в современном стиле значительно проще и эффективнее, нежели короткой или даже очень короткой – в старом.
Моторика, физика и анатомия
Эти понятия должны послужить для нас основой для правильного выполнения заброса нахлыстовой удочкой, поскольку каждый стиль заброса основывается на одинаковых физических законах, которые можно применить более или менее эффективно, соответствует геометрическим и динамическим требованиям, которые нельзя не принимать во внимание. Так, геометрически существует только один правильный путь, а именно, по - возможности, прямо от конца удилища, который, в конечном счете, приводит в движение шнур. Распределение скорости (динамика) должно быть выбрано между точками остановок таким образом, чтобы наше удилище было загружено оптимально. Конечная цель всего этого заключается в том, чтобы положить нашу искусственную мушку любого вида туда, куда нужно, если мы хотим увидеть поклевку рыбы.
Однако именно в этом состоят очевидные отличия различных стилей забросов, когда физические законы применяются с большим или меньшим эффектом.
Пять описанных нами ниже стилей приводятся только в порядке их примерного временного появления. Мы ни в коем случае не даем им оценку и тем более предпочтение. Конечно, можно начать разговор с английского стиля, хотя ловля нахлыстом примерно в тоже время была весьма популярна и в Америке, что следует из литературных источников. Какой их двух стилей – швейцарский или австрийский – появился первым – вопрос остается открытым. Однако, поскольку швейцарец Чарльз Ритц улучшил в первой половине прошлого века старый английский стиль (бросать более «свободно» при High Speed-High Line), то его все же можно поставить на третье место. Вслед за ним Ганс Гебетсройтер оказал большое влияние на сегодняшний современный стиль своим вариантом заброса: «назад - снизу, вперед - сверху». Элементы стилей этих двух легенд нахлыста я включил в свой собственный стиль заброса. С 25 лет я принимал участие в профессиональных турнирах по забросам и в течение 44 лет был инструктором по нахлысту. Как кастингист я завоевал несколько «горшков с цветами» и был учеником и соратником Чарльза Ритца и Ганса Гебетсройтера. С последним я в рамках моей школы нахлыста проводил совместные курсы по повышению мастерства забросов. Убедительное описание и развитие стилей моих учителей вы можете увидеть в DVD - фильме «Обаяние нахлыстовых забросов» (1997), а также в DVD - фильме «Техника совершенных нахлыстовых забросов» (2010), который я снял вместе с Тобиасом Хинцианном, мастером в этом деле и моим учеником. Если вы просмотрели этот фильм, то заметили, что при виде сбоку траектория полета шнура как при забросе вперед, так и назад четко проходит по траектории движения конца удилища.
Еще кое-что очень важное
Совершенно очевидно, что исключения бывают во всем мире, но они, в большинстве случаев, лишь подтверждают основное положение. Так, сегодня, например, американские и английские супер кастингисты и нахлыстовики используют более современный, улучшенный вариант заброса, нежели основная масса рыболовов в этих регионах. Lee Wulff, например, еще 60 лет тому назад убедился в том, что упор указательным пальцем с точки зрения физики является более оптимальным и активно пропагандировал это в своих работах. Мы вместе бросали в 1990 году в Денвере, и я должен отметить, что мне никогда не встречался нахлыстовик с более длинным и сильным указательным пальцем.
Ну, а теперь ознакомьтесь с деталями различных стилей забросов и решите сами, какой из них больше всего подходит вам. Рыбу можно поймать, используя любой вариант и, в конечном итоге, радость от нашего увлечения важнее вида идеальной петли шнура.
Заметная, на первый взгляд, разница между различными стилями забросов
Этот стиль является самым старым из известных стилей и в своей основе имеет элементы, высеченные еще древними египтянами в камне. Основателем аналитики английского нахлыста можно назвать Фредерика Халфорда (Frederic M.Halford), родившегося в 1842.году. Халфорд первым в истории нахлыста разделил искусственные мушки на виды.
До середины прошлого столетия этот стиль назывался во всех литературных источниках просто как «стиль заброса». И в настоящее время этот стиль является наиболее популярным в Англии и Ирландии, хотя «книга под мышкой» уже давно потеряла свою актуальность, и даже большинство англичан, используя старый стиль, сегодня делают забросы более «свободно».
- Геометрия заброса
Удилище проводится вертикально. Рука с удилищем проходит очень близко к оси тела. - Движение шнура при забросе назад (вид сбоку)
Шнур тянется поверх конца удилища. Петля шнура проходит по вертикальной плоскости. - Моторика заброса
Плечевой сустав не работает совсем (известное произведение «Книга под мышкой»). Активно работает кистевой сустав. Короткий путь загрузки удилища. Конец удилища работает как автомобильный дворник. - Динамика заброса
Короткий путь загрузки удилища. Рабочий угол изменяется рано. - Типичное удержание удилища
Большой палец лежит на рукоятке сверху. - Типичный вид петли
Петля открыта в обоих направлениях заброса. При виде сбоку – в горизонтальной плоскости между 10 и 14 часами. - Типичная удочка
Длинная или очень длинная удочка от 9 до 11 футов.
Уже с середины 19 века в литературе о ловле нахлыстом в Америке упоминается их собственный стиль заброса. Он отличается от английского стиля уже тем, что рука проводит удилище без контакта с телом. При этом стиле визуально заметно, что при забросе назад катушка динамично разворачивается наружу. Типичное положение большого пальца при удержании удилища вынуждает рыболова делать торсионное движение, которое зависит от расстояния между рукой с удилищем и осью тела. Это типично силовой заброс, поскольку короткий путь загрузки удилища должен быть компенсирован. Автор этого стиля неизвестен. Я назову хотя бы имена трех нахлыстовиков, которые сегодня представляют этот стиль в его законченном виде. Это Steve Rajeff, Jason Borger и Bruce Richards. Имена великих американских нахлыстовиков, которые внесли свою лепту в совершенствование и пропаганду этого стиля, знакомы каждому продвинутому рыболову на искусственную мушку, это Lee Wulff, Lefty Kreh и Mel Krieger.
- Геометрия заброса
Скорее вертикальная проводка удилища. При забросе назад рука, держащая удилища, обычно не уходит дальше оси туловища. - Движение шнура при забросе назад (вид сбоку)
Петля шнура тянется поверх конца удилища в вертикальной плоскости. - Моторика заброса
По сравнению с английским стилем плечевой сустав в большей степени включается в моторику заброса. Активно работает кистевой сустав. Короткий путь загрузки удилища. Конец удилища работает как автомобильный дворник. - Динамика заброса
Преимущественно короткий путь загрузки удилища. Рабочий угол изменяется рано. - Типичное удержание удилища
Большой палец лежит на рукоятке сверху. - Типичный вид петли
Относительно открытая петля. При виде сбоку - в горизонтальной плоскости между 10 и 14 часами. - Типичная удочка
Обычно не длиннее 9 футов, редко - короче.
Это было проявление природного таланта Ганса Гебетсройтра, старшего рыболовного мастера, когда он совершенно непроизвольно опустил руку при забросе назад, а в конце заброса ее поднял. Это движение от плеча приводит к тому, что шнур при забросе назад движется ниже конца удилища. Только в этом случае конец удилища может двигаться по абсолютно прямой линии. Австрийский стиль является антиподом английского и американского стилей («автомобильные дворники»), которые популярны у 90% всех нахлыстовиков, но требуют от них больших физических затрат и не всегда дают требуемый результат. Ганс Гебетсройтер не придавал никакого значения ширине петли шнура при забросе вперед, поскольку рыболовные запасы в таких реках как Альм, Вёкла, Траун и Штейр были очень богатые, и в узкой петле шнура просто не было необходимости.
Следует заметить, что Ганс Гебетсройтер, старший рыболовный инспектор сам не был нахлыстовиком. Он был гидом, сопровождал и приводил к успеху на упомянутых реках тогдашнюю рыболовную элиту всего мира, а сам скромно держался на заднем плане. Это, однако, помогло ему увидеть многое со стороны! В его обязанности входила также вечерняя просушка и пропитка жиром применявшихся в то время шелковых шнуров. Стоя на деревянном причале, он делал быстрые холостые забросы, а затем протаскивал шнуры через жирное пятно. Именно так и не иначе возник его стиль заброса.
- Геометрия заброса
Наклонное положение удилища. Рука с удилищем при забросе назад проходит на небольшом расстоянии сбоку и далее до оси тела. - Движение шнура при забросе назад (вид сбоку)
Траектория шнура проходит заметно ниже конца удилища. Петля шнура проходит, скорее, в горизонтальной плоскости. - Моторика заброса
Плечевой сустав активно включается при забросе. Кистевой сустав работает мало или вообще не работает. Экстремально длинный путь загрузки удилища под открытым углом. При забросе назад конец удилища проходит по прямому пути, при забросе вперед – по небольшой сфере. - Динамика заброса
Длинный путь загрузки удилища. Рабочий угол изменяется сравнительно рано. - Типичное удержание удилища
Указательный палец лежит на рукоятке сверху. - Типичный вид петли
Сзади несколько суженная, впереди – открытая. При виде сбоку – на прямой плоскости между 10 и 14 часами. - Типичная удочка
Короткая – от 5 до 7 футов.
Этот стиль заброса создавался и совершенствовался в школе нахлыста Хебайзена, начиная, примерно, с 1972 года. 40 лет тому назад я был профессиональным кастингистом и участвовал в турнирах вместе с такими легендами как James L. Hardy, Jan Blagburn, Pierre Creusevaut, Ronald Fenger, John E. Tarantino, Peter Andersen и многими другими. В 1969 году я установил мировой рекорд в дисциплине «мушка-дистанция-одноручник» - 62,73 метра. Базой моего стиля послужили наблюдения во время турниров и, в частности, проводившихся Швейцарским клубом кастинга, а также совместная рыбалка с Charles L. Ritz. Он внес в технику заброса элемент «High Speed-High Line», что означает увод шнура высоко вверх назад и быстрый посыл его вперед, который он описал во втором издании своей книги (1966) «Нахлыст в моей жизни».
В 70-тые годы до смерти Ганса Гебетсройтера (1986) мы часто не только вместе ловили рыбу в Вёкле, Альме, Штейре и Трауне, но и много дней провели в дискуссиях о технике заброса. Вариант заброса назад, придуманный Гансом Гебетсройтером был просто гениальной идеей, без которого просто невозможно себе представить современный стиль заброса. Только в 1983 году я проанализировал и опубликовал преимущества этого варианта, при котором конец удилища движется абсолютно по прямой линии, как при виде сбоку, так и сверху.
Объединение варианта Гебетсройтера и элемента «High Speed-High Line» создало основу для современного стиля заброса Школы нахлыста Хебайзен, при котором большой и указательный пальцы вытянуты вместе на рукоятке удилища («V-Grip»). Кроме того, по опыту участия в турнирах я знал, что узкая петля шнура позволяет послать его на максимальную дистанцию с минимальной затратой сил. В течение многих лет я все больше и больше нагружал руку, держащую шнур. Сегодня она на 50% участвует в этом стиле заброса, как на короткие, так и дальние расстояния.
При забросе стилем Гебетсройтера железным правилом является то, что предплечье вытягивается до кончиков пальцев. У меня здесь имеется важное исключение. В самой последней фазе заброса вперед и назад я дополнительно прикладываю к удилищу усилие кистью (Flipp/Power Stroke). Конечная скорость полета шнура при этом значительно возрастает, а петля становится оптимально узкой. Если, однако, прилагаемое усилие будет слишком велико, то это приведет к нежелательному результату – петля раскроется, поскольку увеличится угол удилища. Если при этом попытаться сохранить небольшой угол, то, как правило, рывковое движение кисти часто приводит к образованию «груши» (Tailing Loop).
Таким образом, возникший и развившийся в течение почти 40 лет новый стиль заброса сегодня применяется рыболовной элитой, причем, не только в Европе. Он характеризуется тем, что при минимальных движениях, полном использовании собственной динамики достигается точный и более дальний заброс. Здесь сила заменяется более длинным - сообразно дистанции заброса - рабочим движением при максимально закрытом угле удилища. Все эти преимущества подробно демонстрируются в DVD-фильме «Совершенные забросы в нахлысте».
Визуально этот стиль четко характеризуется экстремально узкой петлей шнура при забросах назад и вперед и тем, что петля сзади заметно уходит вверх и опускается по мере приближения к цели. Это дает два преимущества: во-первых, снижается возможность зацепа сзади за траву или другое препятствие, и, во-вторых, более точно видно в какую точку ложится мушка. Кроме того, ветер меньше препятствует точному забросу.
Данный стиль заброса не только идеально подходит при ловле на небольших водоемах с быстрым течением, где требуется филигранное предложение мушки, но и оптимален при ловле лосося одноручным удилищем, поскольку усилия при забросах невелики.
- Геометрия заброса
Заметно наклонная проводка удилища. При забросе назад рука, держащая удилище, проходит сбоку от туловища примерно под углом 45°. - Движение шнура при забросе назад (вид сбоку)
Шнур тянется снизу и близко к концу удилища. Петля движется, скорее, в вертикальной плоскости, несмотря на наклонное положение удилища. - Моторика заброса
Вся рука вовлечена в моторику заброса. Кистевой сустав при забросе назад и вперед подключается поздно и только для Power Stroke. Удилище проходит по длинному рабочему пути при возможном минимальном рабочем угле. Конец удилища при забросе назад и вперед движется по прямой линии. - Динамика заброса
Длинный путь загрузки удилища, однако, при минимально возможном рабочем угле. Рабочий угол изменяется очень поздно, что положительно влияет на динамику и является основой образования узкой петли. - Типичное удержание удилища
Большой и указательные пальцы лежат вместе на рукоятке удилища. Естественное положение руки (англ. «V-Grip»). - Типичный вид петли
Сзади – очень узкая, заметно поднимающаяся вверх петля. Она движется по прямой между 10 и 13 часами, при дальних забросах - между 10-30 и 12-30 часами. - Типичная удочка
Между 61/2 и 9 футами.
При анализе различных стилей забросов мы концентрировали свое внимание на забросах одноручным удилищем, поэтому описание скандинавского стиля далось нам очень тяжело. Тем не менее, мы, все-таки, попытались провести его точный анализ, хотя до настоящего времени ни одному скандинавскому эксперту не удалось представить и объяснить его пошагово. Нахлыстовик Горан Андерссон (Göran Andersson) считается автором этого стиля заброса двуручным удилищем.
Возникло такое понятие, как «заброс из-под руки». Упрощенно его можно объяснить следующим образом: Нижняя рука на головке рукоятки удилища контролирует заброс. Она вращает утолщение на конце нижней рукоятки удилища на уровне пояса. Верхняя рука не вытягивается вперед, а находится в конце заброса примерно под углом в 90°. Обычно в этом стиле применяются стреляющие головки и подлески длиной до 15 футов, причем для оптимального заброса назад на воде остается только подлесок.
Новым направлением в этом тиле является использование шнуров Skagit - тяжелых и коротких головок. Они не являются скандинавской разработкой, и пришли с северо-запада Тихого океана, в том числе, с реки Скагит (Skagit River).
Разумеется, забросы скандинавским стилем, выполнялись в первую очередь двуручником, однако, его постепенно начали переносить и на ловлю одноручником. Это прекрасно продемонстрировано в фильме братьев Syrstad «Современный кастинг» (2000). Из фильма следует, что данный стиль, в принципе, произошел от американского стиля и совершенствовался в течение двух десятилетий.
Это силовой стиль с коротким рабочим путем. Плечи здесь в отличие от локтевого сустава загружены незначительно. В конце заброса четко выполняется Power Stroke. Только при выполнении дистанционных забросов подключается плечевой сустав и верхняя часть тела, что хорошо показал Henrik Mortensen в фильме «Perfect Cast». В фильме показан и его предпочтительный способ удержания удилища – «V-Grip», при котором передача основного усилия на удилище осуществляется за счет большого пальца. С другой стороны, в скандинавском регионе большое количество нахлыстовиков держат на рукоятке сверху только один большой палец.
Мы считаем, что движение руки, удерживающей удилище, при забросе очень похоже на движение «топорика при рубке мяса». При забросе вперед она идет по дуге вперед и одновременно вниз, при забросе назад – аналогично вверх. Это движение хорошо видно в соответствующих учебных фильмах и, в особенности, в фильмах братьев Syrstad. Также Lasse Karlsson, представитель скандинавского стиля, использовал сравнение с «топориком при рубке мяса» при демонстрации кольцевого заброса в ходе проведения учебного курса.
Из сказанного выше очевидно, что данный стиль заброса существенно отличается от мягкого и элегантного стиля, практикуемого в Центральной Европе. У нас, ведь, применяют более короткие удилища и более легкие шнуры.
- Геометрия заброса
Как в американском стиле, скорее, вертикальная проводка удилища. Рука с удилищем при забросе назад уходит до оси тела. - Движение шнура при забросе назад (вид сбоку)
Шнур вытягивается поверх конца удилища. Петля шнура проходит в вертикальной плоскости. - Моторика заброса
Плечевой сустав подключается только при дальних забросах. Работает кистевой сустав. Короткий рабочий путь загрузки удилища. При забросе вперед верхняя рука на удилище движется сверху вниз, а локоть - назад. Удилище при забросе вперед движется по прямой лини. - Динамика заброса
Очень коротки путь загрузки удилища. - Типичное удержание удилища
Естественное положение руки - «V-Grip», или, только большой палец лежит на рукоятке сверху. - Типичный вид петли
Сравнительно закрытая петля, значительно более узкая, чем при американском стиле. При виде сбоку проходит в обоих направлениях по прямой между 10 и 14 часами. - Типичная удочка
9 футов и длиннее.
В статьях по нахлысту можно было прочитать о том, что разворот катушки полезен для того, чтобы ускорение шнура было равномерным. Этот тезис неверен, потому что при развороте катушки конец удилища при виде сверху движется по дуге, а не по прямой линии и уже поэтому препятствует ускорению шнура. Мой ответ на этот тезис содержится в моей первой работе под кодовым словом «равномерное ускорение». В данной работе я хочу уточнить мой тезис с научной точки зрения.
Замечание 1. Ускорение удилища, а точнее его конца, находится в абсолютной зависимости от ускорения шнура.
Замечание 2. Применяемое понятие «равномерное» при работе удилища в процессе заброса с математической точки зрения не является точным. Уже только из-за того, что в стадии разворота шнура он не ускоряется равномерно, поскольку каждая его точка за пределами конца удилища движется с различной скоростью. Или, выражаясь точнее, различие в скоростях будет иметь место до остановки и разворота шнура. Даже при холостом забросе скорость в каждой точке шнура до его остановки будет различной. Так точка шнура находится у конца удилища при взмахе назад, а при остановке ее скорость равна нулю, хотя конец шнура некоторое время еще находится в движении и развивает максимальную скорость в фазе, когда верхняя часть шнура переходит в нижнюю. Когда же конец удилища начинает тянуть развернутый шнур (при забросе вперед или назад), то каждая часть шнура за концом удилища начнет двигаться с одинаковой скоростью лишь после его полного разворота. Логика здесь проста. Верхняя часть шнура должна двигаться быстрее, нежели нижняя, иначе шнур не развернется.
Замечание 3. Немецко-говорящая литература использует испокон веков понятия «петля» или «образование петли», когда говорит о движении шнура при забросе вперед или назад. Но это понятие неверно. Петлей можно назвать только то, что перекрещивается. Это подпадает под понятие «груша». Хотя это и есть петля, но мы ее не хотим. Правильнее было бы назвать «нашу» петлю «U-Turn», но это, опять-таки, не немецкое понятие. Правильное название звучало бы как «U-Umkehr» (Разворот/возвращение по букве «U»), но это, пардон, фигня. Давайте, все-таки, остановимся на «петле». У англичан есть понятие «Loop» и, соответственно, «Tight Loop» - узкая петля, «Tailing Loop» - это «пекрещенная» петля, что означает пользующуюся дурной славой нашу «грушу». При этом необходимо заметить, что не всякая перекрещенная петля является настоящей «грушей». Она образуется, если делается заброс с экстремально длинной петлей. Не хочу обсуждать это более подробно, иначе получится слишком сложно. Посмотрите на рисунки петель в этом «сжатом изложении».
Замечание 4. В этом меморандуме все понятия называются четко, а не приблизительно. По этой причине я с этого момента буду называть понятие «равномерное» только при нагрузке удилища в кавычках.
Замечание 5. В литературе, и прежде всего, в американской, ускорение и скорость конца удилища изображается в виде прямой и считается оптимальной. Это, например, статьи Болтона или в «Анализах кастинга» (авторы Ричпрдс и Ноэл Перкинс). Естественно, что европейские авторы прикрываются этим тезисом. Возможно, что он имеет право на жизнь, если речь идет о забросе на 12-15 метров при полном отсутствии ветра. Поэтом я не разделяю это представление и детально обосную мой собственный тезис.
Скорость и ускорение
Мой тезис. Постоянное, то есть сохраняющееся ускорение подразумевает, что скорость во время заброса вперед и назад все время остается линейной. И это до момента начала остановки, когда максимальная скорость конца удилища необходима для отличного заброса. Читая «Mechanics of Fly Castings» Боба Болтона (стр. 7 IV раздела), видим графику, в которой он для выполнения оптимального заброса предлагает ускорение, которое после короткой стартовой паузы постоянно сохраняется в большей части рабочего процесса. С точки зрения техники заброса было бы более эффективно, если бы, однако, ускорение конца удилища уже в начале заброса вперед или назад не оставалось постоянным, а постоянно ускорялось бы, и первая фаза загрузки и ускорения продолжалась как можно дольше. Проще говоря: нагружать, больше нагружать, еще больше нагружать или ускорять, больше ускорять, еще больше ускорять до остановки удилища. Это означает первую длительную часть загрузки удилища, когда скорость движения конца удилища (от которой в конечном итоге зависит ускорение шнура) все больше и больше должна увеличиваться линейно для получения оптимального нахлыстового заброса. Это в особенности относится к забросам на дистанцию более 20 метров и тем более к дальним забросам.
В кастингововом спорте при забросах одноручником тот, кто не понял и не применил этот тезис, не выиграет даже цветок в горшке. Наивысшей дистанции трудно достигнуть при постоянном (не измеяющемся) ускорении конца удилища. Короче говоря, есть спортсмены, которые как будто ничего не делают, а забросы у них происходят сами по себе. Напротив, другая категория спортсменов вкладывают в забросы всю свою силу так, что удилища даже свистят.
Теперь разрешите мне перейти к важной теме – собственно динамике.
Собственная динамика
Понятие и освоение собственной динамики является основой эффективного нахлыстового заброса. Моя теория находится в тесной связи с правильной нагрузкой удилища. Она может быть достигнута, с одной стороны, с упомянутым выше изменением скорости конца удилища, а с другой – при правильной длине задействованного шнура. Это подробно объясняется в моем фильме и книге («Отличные забросы нахлыстовым удилищем») в разделе «Колокол». Читающим эти строки я хочу коротко объяснить суть вопроса. Тот, кто пытается при забросе короткого шнура (около 10 метров) достичь большой или слишком большой дистанции, должен всю работу взять на себя и потратить много энергии. Это, к сожалению, стандарт большинства нахлыстовиков. Напротив, возможно короткий рабочий путь в этом случае достаточен, поскольку для развития собственной динамики используется выброс конца удилища, то есть большая часть работы перекладывается на удилище. Каждый последующий рабочий путь требует от большинства упомянутых рыболовов все больше физических затрат, которые не принимает на себя удилище, поэтому дистанции забросов у них находятся в пределах 15-18 метров, когда они еще могут чисто положить шнур. Они попусту тратят свою энергию, поскольку несмотря, или как раз из-за слишком длинного рабочего пути не могут эффективно загрузить удилище.
Для большинства это означает конец дистанции. Тот, кто хочет делать чистые забросы на 20 метров и более, должен обладать лучшей техникой. Моя техника заброса и удержание рукой удилища, поэтому, имеет преимущество перед другими вариантами, потому что я без проблем могу увеличивать рабочий путь, не выворачивая удилище. При этом я достигаю больших дистанций с минимальными физическими затратами. Напротив, нахлыстовики при коротком рабочем пути, пытающиеся делать забросы на аналогичные дистанции, вынуждены уже на коротком шнуре применять двойную тягу и держат поэтому большой палец сверху, так как им нужно применять при забросах большую силу для создания нагрузки на удилище вместе со скоростью шнура. Коротко говоря: чем длиннее шнур за концом удилища и чем больше желаемая дистанция заброса, тем важнее будет вид ускорения конца удилища во время каждого посыла вперед и назад, с тем, чтобы удилище могло быть загружено эффективно. Анализ моего так называемого « заброса на лугу» (смотри графики) очевидно демонстрирует то, что для дальнего заброса скорость движения конца удилища до его остановки должна увеличиваться больше, много больше, чем линейная.
Заброс с двойной тягой шнура
Мы знаем, что оптимальная загрузка удилища рукой и последующая за этим отличная скорость позволяют сделать оптимальный заброс. Мы знаем также, что скорость конца удилища должна быть не «равномерной», а к остановке более чем линейной. Именно в последней части применение двойной тяги при исполнении дальнего и очень дальнего заброса имеет огромное значение. Просто потому, что при отличной работе руки со шнуром, я могу увеличить загрузку удилища и также скорость шнура, сделав ее более чем линейной. Ну, имеются, конечно, нахлыстовики, которые в литературных источниках утверждают, что двойная тяга шнура принципиально не только не загружает удилище дополнительно, а даже ее уменьшает. Пусть мне один из них продемонстрирует, как он сможет послать одноручником шнур без двойной тяги на 22 и более метра! Логично, что двойная тяга эффективна, когда при ускорении рука со шнуром и рука с удилищем действуют абсолютно синхронно. Слишком рано выполненная тяга рукой со шнуром может также привести к Tailing Loop, как и слишком ранний «толчок» от руки с удилищем. Безупречно выполненный заброс с двойной тягой шнура не только бесспорно увеличивает дистанцию заброса, но и, прежде всего, значительно снижает нагрузку на руку с удилищем.
Более длинный рабочий путь требует только минимального приложения сил
Только при удлиненном рабочем пути и соответствующей длине шнура у меня получится более длительная и эффективная фаза загрузки. Благодаря этому я оптимально выполняю заброс, который, естественно, требует от меня минимальных затрат сил, поскольку увеличивается собственная динамика удилища, которая принимает на себя большую часть физического (динамического) напряжения. При этом, как я уже упоминал, достигается большая дистанция заброса. Моя собственная динамика находится в прямом соответствии с загрузкой удилища. Если последний взмах вперед или назад был безупречным, то удилище сразу же начинает тянуть шнур, развернутый в прямую линию. Весь этот процесс требует тренировки, которая проводится в моей школе нахлыста уже в течение нескольких десятков лет.
Загрузка удилища и эффективность нахлыстового заброса
Загрузка удилища находится в прямой связи с эффективностью нахлыстового заброса. Это является основой собственной динамики, и это я не устаю повторять снова и снова. Оптимально загруженное удилища принимает на себя значительную часть работы, которую иначе должен выполнять сам нахлыстовик. Размышление к этому положению: предположим, наше удилище было бы абсолютно жестким как черенок швабры и вообще не гнулось. В этом случае усилие и скорость непосредственно передалось бы шнуру.
Если кому-то придет в голову оснастить такую «швабру» кольцами и попробовать сделать заброс на 10, 15 и даже 20 метров, то он сразу же поймет, какую работу за нас выполняет наше настоящее удилище. Речь идет только о том, как эффективно использовать его потенциал. По этой причине следует упомянуть о некоторых экспертах, которые тридцать и более лет тому назад не могли делать приличные забросы короткими (длиной около двух метров) жесткими «палками», которые с удовольствием изготавливал Ганс Гебетсройтер (лягнул, конечно, стервец, отличного нахлыстовика и мастера классных клееных удочек! Прим. переводчика, который довольно хорошо знаком с Г. Хебайзеном). Они применяли, поэтому, его собственный стиль, который не мог активировать потенциал этих «дубин». Удилища, предлагаемые в продаже, гибкие и в состоянии сохранять движение при их работе. Заданное движение в значительной степени через удилище непосредственно передается шнуру. Удилище при движении «накапливает» большую часть скорости в конце движения. Эта энергия высвобождается при остановке удилища и оказывает воздействие непосредственно на шнур. Именно в этом заключается работа гибкого удилища в отличие от «дубин». У гибкого удилища есть еще один плюс: за счет сгибания укорачивается плечо рычага, так как конец удилища располагается ниже, поэтому нахлыстовик затрачивает меньше сил, чтобы опустить удилище. Каждый, кто хотя бы однажды выполнял на соревнованиях дисциплину «мушка-дистанция - одноручник» жестким удилищем с тестом в 80 грамм (жесткое спиннинговое удилище), знает, о чем я говорю. С другой стороны, у тренированного спортсмена, применяющего свою технику заброса, удилище может сгибаться так же, как гибкое удилище у нахлыстовика. Отсюда ясно, что «высвобожденная» энергия преобразуется в дистанцию заброса. На эту тему имеется ряд публикаций, но точного определения соотношения между динамической энергией, затрачиваемой нахлыстовиком, и энергией, высвобождаемой за счет работы удилища, не имеется, поскольку нет единой базы, как в отношении снастей, так и нахлыстовиков. Однако, без сомнения в обычном случае предпочтение, без сомнения, отдается физическому (динамическому) участию человека. При наблюдении за эффективным забросом недостаточно следить только за его скоростью, поскольку даже при «плохом» забросе достигается определенная скорость, однако она связана с бессмысленно большой затратой энергии, поскольку удилище не загружается оптимально. Если, однако, проследить за оптимальной загрузкой удилища, то сразу видна разница между хорошим и эффективным забросом с экономией энергии и забросом похуже. Вывод: тот, кто пытается не только увеличить скорость шнура, но и загрузку удилища, бросает более эффективно. Это один из существенных принципов заброса нахлыстовым удилищем, как это вы можете прочитать в моей книге и увидеть на DVD («Отличные забросы мушки»).
Большая скорость перед «жесткой» остановкой имеет следующие преимущества:
1. Более узкая петля, которая отлично разворачивается до мушки.
2. Удилище загружается более сильно, это высвобождает больше собственной динамики.
3. Мушка высыхает быстрее, поскольку скорость ее транспортировки выше.
Пункт 1: Большая конечная скорость однозначно способствует образованию более узкой петли. Петля сужается постепенно сама по себе, если ее скорость достаточна и остановка происходит в правильное время. Поэтому у спортсменов на турнирах, несмотря на большой рабочий угол, петля в конце заброса получается узкой. Такая петля менее чувствительна к внешним воздействиям, то есть, к ветру. Прежде всего, затраченная энергия лучше распределяется при исполнении заброса и поэтому ее значительно в меньшей степени ощущает спортсмен. Точно также как поднятие тяжести с помощью полиспаста или просто рычага происходит значительно легче. Узкая петля в сочетании с оптимально загруженным удилищем являются хорошей предпосылкой для за заброса на дальнюю дистанцию или для нормального заброса с минимальным приложением силы. Оптимальная конечная скорость шнура может быть, однако, достигнута только в том случае, если при виде сверху и сбоку конец удилища движется по прямой линии. Этого не происходит, если удилище динамически разворачивается.
Пункт 2: Также легко понятен. Если конец удилища в конце заброса вперед или назад развивает большую скорость, то при дальнейшем движении удилище автоматически будет загружено более сильно и оптимальнее, чем при меньшей конечной скорости. Глядя на нахлыстовика, постигшего эти тонкости, появляется ощущение, что заброс происходит как бы сам по себе, без приложения его силы. И у него самого появляется точно такое же ощущение.
Пункт 3: Очевидно, что и сухая мушка высыхает быстрее.
Немного математики
Понятие «равномерное», по мнению математиков нашего круга, вообще не должно употребляться. В нашем случае оно является скорее приблизительным. Для меня эта формулировка также не является достаточно точной, поскольку для меня важно другое - лучшее движение, которое не является линейным. Некоторые авторы изображают на своих графиках забросов движение конца удилища подобно дворникам автомобиля. По моему разумению это плохое сравнение.
Мой тезис: «назад – снизу, вперед – сверху». Удилище загружается оптимально и шнур оптимально ускоряется только в том случае, если конец удилища при виде сверху и сбоку движется по прямой линии. При этом при забросе назад шнур при виде сбоку движется ниже конца удилища. Я об этом уже говорил, и буду повторять это без устали.
В основу моего стиля заброса заложены два важных пункта:
1. Основой является движение конца удилища по абсолютной прямой как при забросе вперед, так и назад.
2. Скорость конца удилища зависит не от постоянного ускорения, а от работы руки со шнуром и руки с удилищем и является более чем линейной.
Формула1
Машины Формулы 1 по-разному разгоняются до определенной скорости. При этом аэродинамическое сопротивление увеличивается по отношению к скорости не линейно, а точно квадратно. Так, этим машинам для ускорения на первых 100 метрах после старта требуется больше времени, чем на последующих 100 метрах не только из-за старта с места, а потому, что в пределах этой скорости возможно только меньшее ускорение. Итак, даже машины формулы 1 ускоряются неравномерно. Хорошее сравнение можно привести с отличным ударом при игре в гольф.
Взмах в гольфе
Скорость клюшки при ударе по мячу может достигать 265 км/час, то есть в пять раз выше скорости конца удилища в конце заброса вперед или назад. Без сомнения, такая эффективная максимальная скорость перед ударом может быть достигнута только в том случае, если игрок при движении клюшки постоянно увеличивает скорость (тоже, что и непосредственно перед остановкой удилища).
Другие аргументы против «равномерного» ускорения
Ветер
С линейной скоростью конца удилища (= постоянное ускорение) можно добиться нормального заброса только на сравнительно короткую дистанцию при абсолютном отсутствии ветра. При встречном ветре для получения оптимального заброса мне необходимо развить максимальную, а не линейно скорость, и, соответственно, снизить при ветре в спину.
Анатомия пальцев при забросе вперед и назад
По моему мнению, заброс назад важнее, чем заброс вперед, потому, что при отличном забросе назад (почти) всегда получается хороший заброс вперед. Ключевое слово: собственная динамика. Если большой и указательный пальцы одновременно располагаются сверху рукоятки удилища (мой метод), то вместе с рукой образуется большой и идеальный рычаг, который оптимально используется при естественной передаче силы от плеча. В действительности, при отсутствии ветра заброс назад требует такого же усилия, что и заброс вперед. Анализ забросов на соревнованиях показывает, что большинство спортсменов больше силы прикладывают при забросе вперед. Этот момент опытный преподаватель может на практике увидеть сразу. Ключевое слово: «груша» или Tailing Loop.
Итак, подводя итоги: Ведущие американские эксперты рекомендуют постоянное (неизменяемое), то есть линейное ускорение. Я рекомендую постоянно возрастающее ускорение, которое больше линейного.
Мы дошли до финала
Я уверен, что с помощью этого меморандума к моему сборнику я еще больше осветил технику нахлыстового заброса и дал оценку непрофессиональным формулировкам и тезисам. При этом я попытался объяснить все простым языком и на простых примерах. Если, все - таки у вас появилось «ощущение» (слово, которое я считаю абсолютно неприемлемым в техническом смысле), что мой материал оказался для вас сложным для понимания, то вы можете себя утешить: это «ощущение» часто бывает у меня до передачи материалов в печать. Разрешите мне в этой связи процитировать Эйнштейна: «Вещи нужно делать как можно проще. Но не упрощать». Этот меморандум не смог бы появиться в таком виде без математической и технической помощи в части точных формулировок двух моих учеников, мастеров по забросам: Доктора математики Пауля Каутена и дипломированного инженера-строителя Тобиаса Хинцманна.
Иметь ощущение
Все чаще, чем ранее я читаю в форуме «Письма читателей» и даже в специальных статьях на тему нахлыстового заброса выражение: «у меня ощущение» или «у меня появляется ощущение». Его употребляют и во время деловых диспутов. Неважно, каким образом демонстрируется незнание, но это не что иное, как незнание. Что я на это могу возразить? Каждый может быть счастлив по своему, то есть, прочтя мой сборник и меморандум, остаться при своем мнении. Однако при его официальном опубликовании он должен представить научно обоснованную теорию. Ощущения – что они потеряли в материи, базу которой составляет физика, геометрия и математика? Ничего и ничего. Приведу вам конкретный пример: «сколько будет 7х7?» Кто-то может сказать: «у меня ощущение, что это порядка пятидесяти». Он, конечно, близок к истине, но ошибся. Он доказывает своим «ощущением», что он не может умножить 7 на 7, и самое главное, не знает правильный ответ. Отсюда и появляется высказывания в профессиональной литературе типа того, что «эта кривая, скорее, представляет собой прямую линию». Я не против того, что нахлыстовик Х со всеми его техническими ошибками считает, что он прекрасно делает забросы и хорошо ловит рыбу. Но это не имеет никакого отношения к аналитике, где речь идет о самом эффективном и оптимальном варианте, который в наибольшей степени энергоэкономен. Внимательно послушайте, у кого из «супер спортсменов» при забросе «свистит» удилище. Здесь техника заменяется силой, которая, к тому же, применяется в неправильный момент. Я знаю одного человека, который добежал до Рима, и другого – который доехал туда на машине. В дороге оба были счастливы, и оба туда благополучно добрались. Только один затратил больше энергии на тоже расстояние. При забросе нахлыстовым удилищем лучше владеющий его техникой затрачивает значительно меньше энергии, посылая мушку на дальнюю дистанцию и, соответственно, меньше устает на рыбалке. За мои детализованные и деловые представления, изложенные в разделах «Стили забросов», «Искаженные представления» и «Молоток», меня прозвали «экстремистом». Я спокойно к этому отношусь и считаю, что все, что там написано, действительно правильно, поскольку мне еще никто по-деловому и с обоснованными аргументами не доказал обратное. Ну, а «ощущения» и «чувства» я в расчет я не беру.
В заключение позвольте еще процитировать французского математика Франсу Лемона: «Сама по себе истина в математике не является простой или сложной. Она просто существует».
Две последующие темы очень спорны, поэтому я не захотел подключать к их изложению моих друзей-нахлыстовиков – Тобиаса, Жана Поля и Петера. В этих темах содержатся только лично мои представления и теории.
Динамический разворот
Динамический разворот нахлыстовой катушки означает, что налыстовик при забросе назад без остановки разворачивает катушку наружу от начала заброса и до остановки удилища, в связи с чем (при виде сверху) заметно, что конец удилища движется не по прямой линии.
Статический разворот
Статистический разворот нахлыстовой катушки означает, что налыстовик при каждом забросе назад сознательно разворачивает катушку наружу от начала заброса и до остановки удилища. В этом случае (при виде сверху) возможно движение конца удилища по прямой линии.
Правильная проводка удилища
При такой проводке удилища его конец при забросе назад всегда движется по прямой линии.
Возможно, причина кроется в том, что холодное время года влияет на мозг настоящего нахлыстовика. Человек охотно размышляет, и у него могут возникнуть разные невероятные мысли – например, не получится ли заброс лучше, если развернуть удилище вокруг оси таким образом, чтобы катушка широкой стороной «смотрела» на руку, производящую заброс. В этом случае речь идет о динамическом развороте, который является кардинальной ошибкой не только в моей школе нахлыста. В интернете имеются целые горы статей на эту тему.
Мало из того, что там написано, действительно применимо. Самая большая глупость, которую я прочитал, относится к высказыванию одного весьма известного нахлыстовика, который утверждает, что динамический разворот удилища, препятствует возникновению так называемой «груши», то-есть, Tailing Loop. Более того, динамический разворот, якобы, помогает подлеску вытянуться в прямую линию. Пусть будет счастлив тот, кто в это верит, но публикация таких безумных идей является чистым авантюризмом. Это особенно недопустимо, когда за ними стоит известное имя, и новичок в нахлысте заучивает капитальную ошибку при забросе. Мне это совсем не нравится и я против этого. В моей критике я не одинок. Приведу, например, высказывание Royal Coachman на немецком форуме: «К сожалению, никто мне не может объяснить, почему развернутое наружу удилище/катушка при забросе назад снижает трение?.....Каждый может делать забросы так, как считает правильным, это дело вкуса. Только мне представляется неправильным компенсировать ошибки при забросах за счет фокусов с разворотами внутрь и наружу, вместо того, чтобы исправлять их». Этой формулировкой он просто попал в «десятку». К сожалению, в ходе этой дискуссии приводятся также абсолютно неделовые аргументы.
Неделовые аргументы
«Лучшее приближение к прямой линии ускорения»
Это утверждение абсолютно неверно.
*В другом месте этот же автор написал, что разворот создает опасность отклонения от прямой линии ускорения. И вот здесь он был совершенно прав.
«Оптимальные остановки»
Это ни что иное, как абсолютный нонсенс. Какая вообще может быть связь между неправильным или, если хотите, правильным углом разворота катушки и оптимальной или не оптимальной остановкой?
«Более равномерное ускорение»
Этот тезис также высосан из пальца. Автор даже не пытается его обосновать. Ну, и к тому же, кому вообще нужно более равномерное ускорение? Во всяком случае, не нахлыстовику точно. Опробуйте сами как-нибудь сделать нормальный заброс с «равномерным» ускорением, и у вас это никогда не получится.
«Меньше провисает шнур (Slacked Line)»
Если при забросе назад или вперед провисает шнур, то причиной этого является геометрическая или динамическая ошибки при забросе или их комбинация. К этому вопросу я еще вернусь.
Совершенно очевидно, что любой динамический разворот нахлыстовой катушки при забросе вперед или назад является индикатором того, что конец удилища не движется по абсолютно прямой линии.
Многие нахлыстовики, и, в первую очередь, те, у которых большой палец упирается в рукоятку, «вынуждены» разворачивать катушку, поскольку анатомически по-другому не получается произвести заброс по внешней обычной траектории. Доказательством этому служит мой учебный фильм «Очарование нахлыстовых забросов». Тем не менее, большое количество нахлыстовиков постоянно совершают эту ошибку и даже видят в этом недостатке преимущество.
В принципе, каждый может быть счастлив и успешен в нахлысте, то есть и при выполнении забросов по-своему. Я не миссионер и никого не хочу обращать в мою веру. Моя задача состоит только в том, чтобы воспрепятствовать распространению искаженных представлений, которые мешают начинающим нахлыстовикам освоить хороший стиль заброса.
В основе этой искаженной дискуссии лежит лишь утверждение, что трение шнура при прохождении через кольца уменьшается, если он не соприкасается с удилищем. Поэтому де хорошо, если во время заброса назад кольца – и тем самым и катушка – развернуты наружу. Этот тезис ничем другим не обосновывается, как только ощущениями его защитников.
Против «ощущений» сторонников разворота выступает техника удилищ: у каждого графитового бланка имеется особенно жесткая сторона - Overlap -, где перехлестывается ткань. На этой прямой линии монтируются кольца для получения максимально быстрого строя удилища.
Возьмите теперь такой бланк, его верхнюю или нижнюю часть – это не имеет никакого значения, положите на край стола, нажмите рукой на середину бланка и крутите его вокруг оси. Вы почувствуете, что в каком-то месте бланк «подпрыгнет». Если в момент заброса я разверну удилище, то оно произведет заброс с «мягкой» стороны. При этом вы ничего не выиграете, но и ничего не проиграете. Разницу может почувствовать только профи.
Сегодня постоянно растет число нахлыстовиков, которые правильно удерживают удилище, то есть с указательным пальцем на рукоятке сверху или, как это делаю я – с большим и указательным пальцами. Этот естественный способ я уже в 1967 году привил своим ученикам и после того как его в 1978 дополнил Ritz, опубликовал. Некоторые комбинируют этот захват с постоянно развернутой наружу катушкой. Это статистический разворот, который имеет преимущество перед динамическим, поскольку конец удилища может проходить по прямой линии. Некоторым это просто нравится, другие считают, что при этом уменьшается трение шнура о кольца. Однако, у такого движения удилища, без сомнения, имеются два недостатка. Первый – удлинение шнура при забросе существенно осложняется. Второй – развернутая наружу катушка, в принципе, подвержена силе тяжести. Мужчине или женщине приходится прикладывать большее усилие для удержания в руке удилища, иначе оно будет заваливаться вбок.
Здесь напрашивается сравнение со стрелком из пистолета. В современных гангстерских фильмах любят разворачивать пистолеты в горизонтальную плоскость. У меня дома нет телевизора, но мне об этом приеме рассказывали. Однако вам когда-либо приходилось видеть стрелка-спортсмена, который пытался попасть в цель с развернутым на 90° пистолетом? Может быть, эти стрелки умнее?
Однако к чему все эти измышления, когда я предлагаю вам значительно более лучший вариант, а в ходе бесконечных дискуссий специалистов ни у кого не возникла самая простая идея.
Я сейчас раскрою вам секрет и те, у кого на катушкодержателе имеются два скользящих кольца, могут сразу же провести эксперимент. Те, кого только одно кольцо, возьмите скотч. Позднее, если вы захотите, чтобы катушка постоянно находилась в таком положении, вам необходимо разогреть катушкодержатель, снять его и закрепить по-новому.
Итак, теперь давайте подойдем к решению этой проблемы
Как правша я поворачиваю катушку на 90° налево или как левша – направо. Теперь при забросах и кольца находятся на вешней стороне. Проще, как будто и быть не может. Почему же это до сих пор не пришло в голову хитрым защитникам «теории разворота»? Я вам сейчас точно объясню причину этого. Нахлыстовики, которые еще не совсем овладели искусством совершенного заброса (или вообще им не овладели), при таком монтаже колец вынуждены еще больше разворачивать катушку, если у них большой палец на рукоятке находится сверху. При этом при забросе назад кольца теперь «смотрят» наверх. Спорим, что вскоре найдутся «эксперты», которые будут утверждать, что у них «такое ощущение», что теперь шнур лучше скользит через кольца...
Воистину, нет на свете ничего такого, что не подвластно фантазии человека!
Еще один вопрос
Разрешите в конце задать еще один важный вопрос? Какую собственно длину шнура мы имеем в виду, говоря о его лучшем «выстреливании» через кольца? При нормальном забросе без двойной тяги шнура ни один его сантиметр не может и не должен «выстреливаться» через кольца. Если это все же происходит, то это следствие грубой ошибки, когда при начале заброса назад удилище загружено не полностью. При забросе с двойной тягой шнура длина тяги – как правило, 25-50 см - должна соответствовать длине шнура, который я провожу. Если при выполненном забросе назад или вперед несколько сантиметров не идеально проходят через кольца, то причиной этого является исключительно геометрическая или динамическая ошибка рыболова, а, возможно, и то и другое вместе при проводке удилища или движении руки со шнуром. Если только перенос колец, якобы, улучшает заброс, то во всех случаях это является доказательством отсутствия необходимой техники заброса. По логике причиной может быть ненавистное провисание шнура (slacked line) между рукой со шнуром и нижним кольцом на удилище, от которого можно избавиться при улучшении техники заброса, но никоем образом за счет динамического разворота удилища. Для «улучшения» заброса назад нет необходимости в перестановке колец или развороте катушки.
Также для совершенного заброса вперед и назад, не говоря уже о дистанционном забросе, необходима только правильная проводка удилища, при которой конец удилища движется по абсолютно прямой линии.
Из-за чего возникает проблема?
У некоторых нахлыстовиков проблема возникает из-за того, что они делают забросы без учета своих технических возможностей. Многие выбрасывают 15 метров шнура чисто и абсолютно корректно, но сделать заброс уже на 20 метров не позволяет «сочетание» удилища и нахлыстовика. Удлинение рабочего пути удилища бессмысленно, поскольку при этом почти неизбежно возникновение неправильного рабочего угла. Именно тогда (или еще раньше) происходит разворот катушки наружу, что снижает эффективность заброса назад. При этом чем больше усилий прикладывает «несчастный» для увеличения дальности заброса, тем хуже у него это получается. Я даче видел подлески, которые находились под 90° по отношению к руке со шнуром. Как только на тренировочной площадке возникает слово «дистанционный заброс», немедленно меняется поведение учеников. Если раньше они чисто и расслаблено бросали на 15 метров, то с применением заброса с двойной тягой шнура некоторые из них начинали с 12 метров, причем их забросы были в лучшем случае похожи на элементы утренней гимнастики, выполняемые людьми с вывихом плеча.
Динамический фактор
К геометрической ошибке при забросе, которая возникает из-за динамического разворота катушки, еще добавляется динамический фактор. Речь при этом идет о правильном применении «power»: как при нарастающем замахе в гольфе, то есть прямой противоположности равномерного ускорения. И кто-то во время этой фазы еще должен развернуть удилище? Это уже настоящий нонсенс. К тому же я представил вам решение проблемы: если кто-то считает, что шнур (или при дистанционном забросе - бэкинг) лучше летит при кольцах, установленных сбоку, то ему следует также смонтировать катушку внутри под углом в 90°, с тем, чтобы она при правильной проводке удилища находилась снаружи под углом в 90°.
Дистанционный заброс
Нам еще нужно добиться единого мнения о дистанционном забросе. Целью и, по крайней мере, желанием для любого начинающего налыстовика является посыл и разворот в прямую линию шнура и подлеска на дистанцию порядка 30 метров. Причем речь здесь идет не только о самой дистанции, но и том, чтобы сделать отличный заброс удилищем длиной 7 футов и шнуром 5 класса почти без приложения силы. Мне было сказано, что я не должен применять выражение «заброс без применения силы», поэтому я применяю термин «заброс с минимальным усилием».Забросом назад я укладываю на траву более 20 метров шнура, медленно веду удилище вперед до нижней точки и, наконец, посылаю весь шнур таким образом, чтобы он чисто развернулся и лег передо мной. По моим ощущениям, весь процесс протекает без «приложения силы», если даже у физиков на это имеется свое мнение. Хороший результат достигается только за счет отличной геометрии и динамики. Все это вы можете увидеть на http://www.fliegenfischen.ch.
Погода также имеет значение
По логике, и термические условия также некоторым образом должны соответствовать. Даже у опытного налыстовика при легком встречном ветре могут возникнуть проблемы.
По моему понятию, дистанционные забросы это то, что делают на турнирах кастингисты с жесткими как мотыга 10-ти футовыми удилищами, часто как и у меня изготовленных из графитовых спиннинговых бланков с весом для заброса от 40 до 80 грамм. При этом используется также специальный шнур для соревнований длиной от 15 до 17 метров и максимальным весом до 38 грамм. С помощью такой снасти возможны забросы на дистанцию от 45 и более 70 метров, что зависит от техники и термических условий. Прежде чем кастингисту, однако, удается достигнуть таких результатов, ему необходимо провести многие часы на тренировках, в ходе которых у него развивается и требуемая мускулатура. Однако, главное – техника. Даже бывший опытный кастингист на пороге своего 70-ти летнего юбилея сделает заброс свободнее и намного дальше сильного как медведь нахлыстовика, не имеющего соответствующего опыта. Вы можете поймать меня на слове.
Ну, и в заключение я раскрою вам секрет, почему даже хорошие кастингисты не могут сделать заброс далее, чем на 30 метров: Во время заброса назад они разворачивают катушку наружу!
Я хотя и повторяюсь, но хочу еще раз заявить, что динамический разворот является индикатором того, что конец удилища при виде сверху движется не по прямой линии, а по внешней кривой. При этом теряется значительная часть затраченной на заброс энергии и сокращается дистанция полета шнура.
Попробуйте все это сами на практике. Для этого чисто выбросите перед собой 15 метров шнура, а затем сделайте заброс назад, сохраняя положение катушки в направлении цели, положите шнур позади себя и посмотрите, под каким углом располагается шнур. Без сомнения, он вытянут в прямую линию и под углом наружу примерно под 30°. Из этого положения вы при желании можете сразу послать его вперед или сделать несколько холостых забросов (два, максимально три!) для увеличения собственной динамики. Теперь еще раз положите шнур впереди себя и повторите заброс назад, слегка развернув катушку наружу, и посмотрите, под каким углом шнур теперь лежит позади вас. Я могу сказать вам, никуда не заглядывая: шнур лежит точно позади вас, а вы находитесь посередине прямой между целью и пространством заднего заброса. Это, возможно, было бы замечательно, только, к сожалению, в центре происходящего должен находиться не рыболов, а конец его удилища, который определяет направление полета шнура. Из такой позиции не удастся сделать не только разумный дистанционный, но и приличный заброс вперед. Именно в развороте катушки кроется причина того, что у многих нахлыстовиков не получается «дистанция».
Идеальный нахлыстовый заброс
Идеальный нахлыстовый заброс, не говоря уже об идеальном дистанционном забросе, может быть произведен только в том случае, если конец удилища при забросе назад и вперед движется по абсолютно прямой линии. Это возможно только если катушка при забросе вперед и назад всегда (ВСЕГДА!) «смотрит» по направлению движения своей узкой частью. При выполнении этого условия и добавления необходимой динамики вам легко «покорятся» 30 и более метров. Достижение такого результата само по себе не может быть основной целью, поскольку видеть и контролировать мушку на таком расстоянии невозможно. Главное преимущество идеальной техники заброса заключается в том, что заброс на 18 метров при самых отвратительных условиях не является проблемой и дает желаемый результат, что особенно ценно именно при ловле лосося в ветреную погоду и сильном волнении на водоеме. А, ведь, радость от ловли и успех для нас самое главное. Или вы думаете иначе?
Одним из самых старых аргументов в защиту положения большого пальца на рукоятке удилища сверху является так называемая «теория молотка». Она бродила 50 лет тому назад подобно призраку по английской нахлыстовой сцене, и сегодня, похоже, оживает вновь.
Пардон, но у 300-грамового молотка и трехметровой деревянной палки может быть определенное сходство, но только в части их веса, а не в использовании. К этой мысли я скоро вернусь вновь.
Сегодня вес даже мощных современных графитовых одноручников не превышает 100 граммов. Они во много раз работоспособнее и в 6 раз эластичнее своих дальних «родственников». К тому же и шнуры, в свою очередь, претерпели принципиальные изменения. Известно также, что вес катушек уменьшился менее чем наполовину.
Кроме того, аналитика школы нахыста в течение последних десятилетий настолько ушла вперед, что современный стиль дистанционного заброса просто больше не требует приложения «усилия молотка». Разрешите мне один раз употребить такое выражение как «по моим ощущениям»? Я считаю, чтобы забросить на 20 метров мушку графитовым удилищем 7 класса и длиной в 9 футов нужно приложить в 6 раз меньше силы, чем при забросе удилищем такой же длины из гринхарта или бамбука с использованием шершавого и медленного шнура. Пусть даже это усилие будет не 6, а 5 или даже 4 раза. Во всяком случае, разница очень велика, и я никак не могу себе представить, почему в нашем столетии все еще используется «аргумент молотка» для обоснования положения большого пальца на рукоятке удилища.
Никаких разногласий. Каждый по-своему может быть счастлив при ловле рыбы на искусственную мушку, и держа также большой палец на рукоятке сверху. В принципе, такое положение пальца и сегодня имеет свое оправдание. Причину я назвал в своем DVD фильме «Очарование нахлыстового заброса», появившегося в 1997 году: если нахлыстовик сидит между другим рыболовом и рулевым на лодке. Он просто вынужден проводить удилище подобно молотку прямо перед своим лицом, и такое удержание удилища в этом и только в этом случае является просто идеальным.
С помощью молотка забивают гвозди. Если гвоздь забивают в доску, то укладывают на стол или верстак и работают молотком не перед своим лицом, а сверху вниз. Более того, такую сцену демонстрируют в учебниках по нахлысту. Ну, а теперь я прямо хочу спросить вас, мы, что забрасываем мушку сверху вниз или, все-таки, вперед? Если вы разделяете мое мнение, то ни в коем случае не принимайте во внимание устаревшие аргументы и забудьте про «теорию молотка».
Мне, конечно, в качестве возражения скажут, что молотком забивают и гвозди в стену, чтобы повесить картины. Итак, все-таки «вперед». Верно, верно. Ну, а теперь возьмите гвоздь и забейте его в стену. Забивая второй гвоздь, обратите внимание на то, где находится гвоздь и молоток.
Они находятся прямо перед вашим лицом, не так ли?
Ну, а теперь попробуйте забить гвоздь, который находится слева или справа от оси руки, держащей молоток, там, где проходит ваше удилище. Вы гарантировано попадете молотком по руке!
Итак, что же вообще остается от «теории молотка» и ее связи с современными забросами? Миллионы людей делают то или иное, что, вообще, не следует делать ни добровольно, ни осознано. Примеры может привести себе каждый сам.
Нет, я имею в виду другой, анатомически корректный аргумент!
Если такой аргумент вам в голову не приходит, то вам следует отложить «теорию молотка» к старым документам, касающимся ловли рыбы на искусственную мушку, но не пренебрежительно, а с полным уважением к поколению нахлыстовиков, которые даже со своей «теорией молотка» внесли вклад в развитие современной техники нахлыстовых забросов.
Встречи с ...
Джим Харди (Jim Hardy) |
Ли Вульфф (Lee Wulff) |
Дэйв Витлок (Dave Whitlock) |
Джоан Вульфф (Joan Wulff) |
Питер Фонда (Peter Fonda) |
Мэл Крюгер (Mel Krieger) |
Джон Хэлфорд (John Halford) |
Чарлз Риц (Charles C.Ritz) |
Орри Вигфуссон и Джэк Хеменгуей (Orri Vigfusson and Jack Hemingway) |
Ховард Стир (Howard Steere) - создатель удочек Orvis |
Лэфти Крей (Lefty Kreh) |
Том Розенбауер (Tom Rosenbauer) |
Вальтер Брунер (Walter Brunner) |
Питер Андерсон и Джон Тарантино (Peter Anderson & John E. Tarantino) - Чемпионат мира 1968г |
Том Морган (Tom Morgan) |
Джон Тарантино (John E. Tarantino) |
Первый не американский нахлыстовик, удостоенный такой чести со стороны Федерации нахлыстовиков. |
H.R. Hebeisen
перевод А. Водяницкого, специально для flytying.msk.ru.