Двойная тяга
Один из способов добавить расстояние к забросу заключается в увеличении скорости шнура, а один из способов прибавить скорость – потянуть шнур рукой во время заброса, т.е. сделать тягу шнура. Двойная тяга это две тяги – одна при взмахе вперед, вторая, при взмахе назад. После второй тяги мы, обычно, «выстреливаем» шнур на большое расстояние. Скорость, полученная путем тяги, также помогает контролировать шнур в воздухе, снимает давление с руки, держащей удочку и управляет шнуром при ветре. Скорость при тяге достигается как путем протягивания шнура через кольца удочки, ускоряя шнур за тюльпаном, так и путем увеличения прогиба удочки и последующим пружинным эффектом при ее распрямлении.
Хотя двойная тяга может быть важна для вас, ее довольно непросто разучить. Возможно, что вы уже обнаружили, что движения при тяге трудно координировать или что различные советы по технике выполнения тяги сбивают с толку. Эксперты по-разному рекомендуют делать тягу – они могут рекомендовать делать длинные и медленные, длинные и быстрые или короткие и быстрые тяги. Они могут рекомендовать начинать делать тягу поздно, в конце хода руки при забросе, или раньше, в начале движения руки держащей удилище. Рассмотрение этих различий в перспективе и упрощение обучения могут помочь вам преодолеть это препятствие в ваших забросах. Я начал изучать двойную тягу покадрово рассматривая фильмы по забросам различных специалистов по кастингу, уделяя особое внимание последней тяге, во время финального взмаха вперед, после которого шнур улетает на большое расстояние. Я был удивлен тем, насколько схожи тяги различных кастингистов, которые используют одно и тоже удилище и плавающий шнур типа WF. Как правило рука, держащая шнур, задерживала тягу до тех пор, пока низ удочки (имеется в виду участок удочки от низа до кончика ручки. – прим. переводчика) не поворачивался вперед или чуть дальше вертикали. Тяговая рука двигалась быстрее всего во время финальной загрузки удочки, остановки и начале разгрузки удочки. По мере того, как удочка продолжала разгружаться, прежде чем отпустить шнур, движение тянущей руки снова замедлялось.
Как раз, когда я подумал, что справлюсь с этим, Тим Раджефф упомянул, что полагает, что тяги будут другими с быстро тонущими головками. Я посмотрел записи съемок и обнаружил, что некоторые из экспертов работая с тонущими головками совершали более ранние и более длинные тяги, чем со плавающим шнуром типа WF. Это говорит мне о том, что мы должны быть осторожны при составлении конкретных рекомендаций по скорости, длине и таймингу тяг.
На тягу так же могут повлиять другие факторы, например, свойства конкретного удилища. Компетентный кастингист может регулировать тайминг тяги для различных удилищ. Быстро разгружающаяся удочка, у которой гнется только кончик, лучше всего подходит для быстрой тяги, тогда как более медленное удилище, которое изгибается полностью, больше подходит для неспешной тяги.
При изменении цели заброса я также меняю свои тяги. Чаще всего я использую быстрые, короткие тяги, чтобы «подтянуть» мои петли, более длинные, медленные, тяги, чтобы сгладить тайминг или для расслабленного броска и длинные, быстрые тяги, для того, чтобы передать больше энергии шнуру для моих самых дальних забросов. Когда изменяется цель заброса я обычно изменяю и скорость, и длину хода руки. Таким образом на внешний вид тяги может повлиять множество факторов.
Я считаю, что очень важно чувствовать взаимосвязь между движениями ваших рук. В идеале, рука, держащая шнур, должна усиливать то, что делает рука держащая удочку. Таким образом, независимо от того, сколько времени тратит держащая удочку рука, для первоначального изгиба удочки и плавного запуска шнура, другая рука, держащая шнур, должна двигаться достаточно медленно, чтобы помочь контролировать этот изгиб для прямолинейного движения кончика. Независимо от того, сколько времени тратится для ускорения кончика, финального движения, остановки и выпрямления удочки, рука, держащая шнур, должна двигаться быстро. Мы можем думать об этом отношении как об ускорении обеих рук, но на самом деле мы координируем скорость тянущей шнур руки с скоростью кончика стержня. Это наиболее очевидно, когда наша рука, держащая удочку, останавливает бросок, но тянущая шнур рука и кончик удочки все еще быстро движутся.
Рис. 1. Вы можете улучшить тайминг вашей двойной тяги тренируя движения «вверхвниз» без удочки и шнура. На рисунке показан заброс назад.
Таким образом, изменения в технике и в движениях руки, держащей удочку, помогают объяснить различия в тягах. И все же, почему некоторые из нас учат начинать тягу тогда, когда мы начинаем движение рукой с удочкой, когда самая быстрая часть тяги происходит позже, при дальнейшем ходе руки? Я уже упоминал, что заброс стреляющей головки предполагает относительно раннюю тягу. Но, помимо этого, я считаю, что раннее начало тяги упрощает коммуникацию сложного движения. Когда обе руки делают одновременно разные вещи, как во время тяги, кажется, легче начать эти движения вместе. Это похоже на обучение подачи в теннисе, где мы обычно координируем движения наших рук в подбрасывании мячика и движении ракетки – «вниз вместе, вверх вместе». Поэтому я сначала учу обобщенной модели движения, а затем, в какой-то момент, могу изменить эту координацию, замедляя или задерживая начало тяги.
Последовательность практики изучения двойной тяги
Я разбил шаги по изучению двойной тяги на последовательные упражнения. Следование этой последовательности может научить вас таймингу, необходимо-му для использования двойной тяги с удилищем и шнуром.
Упражнение Мэла Крюгера
Инструкторы по кастингу во всем мире приняли метод Мэла Крюгера для обуче-ния двойной тяги путем упражнения без удочки и шнура. В этом упражнении ва-ша доминантная рука (в которой вы держите удочку) делает взмах назад с вооб-ражаемой удочкой, в то время как другая рука опускает воображаемый шнур и немедленно перемещается назад, к руке с удочкой. Затем, когда ваша рука с удоч-кой делает воображаемый взмах вперед, воображаемый шнур снова тянется вниз и вверх. Восходящее движение руки со шнуром нужно для того, чтобы была воз-можность сделать еще одну тягу. Мэл описывает эти движения словом «downup» - «внизверх», как бы два движения в одном, подчеркивая отсутствия остановки после движения руки вниз (рис.1).
Комель удочки и резинка
Некоторые люди испытывают затруднения при визуализации того, что должны проделывать их руки при тренировке тяги – все это кажется слишком абстракт-ным. У меня есть ученики, которые проделывают эти движения держа комель удочки (последнее колено) в одной руке, и конец длинной резинки в другой руке. Резинка привязана к последнему колечку на комле. Комель эффективно заменяет удочку в движениях вперед и назад, а резинка добавляет преувеличенное ощу-щение натяжения шнура, которое напоминает вам о том, что обязательно нужно завершить движением «вверх» движение «вниз». Таким образом вы никогда не оставите резинку в растянутом положении «вниз» (рис. 2). Я делаю эти резинки обрезая и скручивая вместе три самые большие резинки, которые я могу купить в канцтоварах (размер 117В), каждая из них имеет в разрезанном состоянии длину около 30 см. (С таким же успехом вы можете использовать резинку для «донки». Прим. переводчика.) Эта практика также позволяет вам следить за своими рука-ми, чтобы избежать ошибки начинать тягу перед началом движения удочки. Во всяком случае, сначала начните движение комлем, а затем делайте тягу.
Рис. 2. Помимо движений пантомимы, показанных на рис. 1. Вы также можете выбрать момент «подъема вверх» с помощью удочки и длинной резиновой резинки, которая имитирует и преувеличивает ощущение натяжения линии. На рисунке показан заброс вперед.
Когда вы почувствуете координацию этих движений, попробуйте их с со своей удочкой и шнуром. Мне нравится идея Мэла Крюгера начать со стреляющей го-ловки длиной 7.5-9 метров на класс выше, чем нужно для удилища. Располагая всю головку за тюльпаном удочки вы почувствуете реакцию шнура на ваши дей-ствия со шнуром – тяги и отпускания.
Двойная тяга
Если у вас все еще не выработался тайминг, разбейте тягу на две части, выпол-няя одну тягу за раз. Чтобы это сделать, выложите перед собой на траву около по-лутра метров стреляющей головки за тюльпаном. Часть шнура за тюльпаном называется «свес». Сделайте заброс назад с «downup» тягой. Когда шнур упадет позади вас на траву, убедитесь, что рука со шнуром, после тяги, вернулась обрат-но к удилищу. Если необходимо, сделайте несколько шагов для выпрямления шнура и сделайте заброс вперед так же с полной тягой. После заброса положите шнур на траву. Когда вы повторили эти движения достаточное количество раз, чтобы чувствовать себя уверенно, объедините эти два движения со шнуром, пе-ремещая его вперед-назад в воздухе. Холостые забросы с использованием тяги улучшают ваше чувство шнура и отрабатывают тайминг заброса с тягой.
Удлиняющий шнур
Теперь вам нужно узнать, как сделать последнюю тягу, чтобы «выстрелить» шнур. Попрактикуйте отпускание шнура сначала без холостых взмахов. Поднимите шнур с травы с помощью взмаха назад и сделайте первую тягу «внизвверх». Ко-гда шнур выпрямится в воздухе позади вас сделайте взмах вперед. После этого потяните шнур назад и отпустите его в тот момент, когда ваша рука находится в самой дальней точке, а удочка вытянута вперед (рис. 3). Таким образом, в этом последнем движении нет движения «вверх».
Рис. 3. Отпустите шнур назад после второй тяги.
Другие шнуры
При двойной тяге со шнуром типа WF вы тянете сквозь кольца более толстый шнур, а не тонкий удлиняющий шнур. Приспособление к этому «добавочному со-противлению» может потребовать сокращение тяги и/или некоторую задержку в тайминге. Попрактикуйтесь, выкладывая около 12 метров шнура на траву боко-вым забросом снова используя метод «половинной» тяги. Начните двигать обеи-ми руками назад и, примерно на полпути сделайте короткую тягу. Шнур, движу-щийся по траве, должен подняться в воздух вместе с тягой и снова упасть на тра-ву позади вашей удочки. Затем обеими руками начните движение вперед и на полпути взмаха сделайте вторую тягу. Продолжайте движения вперед и назад удерживая шнур в воздухе, комбинируя тяги. Если между вашей тянущей шнур рукой и последним кольцом удилища образуются провисания шнура, еще больше укоротите тяги. Практика боковых забросов позволяет вам наблюдать за движе-ниями вашего удилища относительно ваших тяг.
Даже если вы уже выучили двойную тягу это хорошая практика, чтобы настроить тайминг забросов перед рыбалкой. Множество людей ловят виды рыб, для ловли которых требуется забросы на большие расстояния. Ранее мы обсуждали спосо-бы увеличения расстояния заброса за счет увеличения длины хода руки, изгиба удочки, угла отклонения удочки, траектории полета шнура и «дрифта». Тем не ме-нее, вы не добавите скорости шнуру в эту «смесь», пока не начнете делать эф-фективную двойную тягу. Надеюсь, эта статья вам в этом поможет.
All Kyte
Перевод Д. Думченко, специально для flytying.msk.ru