Ally's shrimp
Я люблю мушки с подвижным оперением, создающим иллюзию жизни, потому что после многих лет ловли лосося я пришел к заключению, что они лучше всего работают на моем шнуре. Аллайстар Гованс, автор мушки «Ally's shrimp».
Действительно ли лосось столь разборчив в мухах или атакует любую предложенную ему? Хотя он и не питается, войдя в реку, определенно можно сказать, что он предпочитает одни мухи другим.
Успех лососевой рыбалки в основном определяется двумя решающими факторами: правильным выбором мухи и ее грамотной подачей. Здесь важно учитывать размер реки, ее уровень, время года, цвет и прозрачность воды, скорость течения на данном участке, температуру воды и воздуха, направление и силу ветра. Сообразуясь с этими условиями, нахлыстовик выбирает тактику ловли. Каждый волен считать для себя наиболее важным какой-то один из перечисленных факторов, но обязан учитывать остальные.
Хороший нахлыстовик быстро меняет технику ловли, сообразуясь с новыми условиями, возникающими по мере передвижения от места к месту, и может сотни раз повторять проводку мухи в заданном темпе и стиле в течение многих часов. Он постоянно задается вопросом: правильно ли выбраны техника заброса, скорость проводки, глубина подачи и собственно муха? Приманка оказывается «крайней» в большинстве случаев, чаще всего именно ее в первую очередь меняет рыболов, а не технику ловли.
Так что же все-таки делает муху уловистой? Как говорит А.Гованс, почти всегда два любых нахлыстовика будут придерживаться трех разных мнений по этому вопросу. Лосось атакует разнообразнейших мух, связанных во всех возможных стилях, от классики до модерна, поэтому какая муха приглянулась ему на этот раз - может быть, это и не важно. Или все-таки важно? Приведу дословно ключевую фразу А.Гованса из одной его статьи, понятную каждому нахлыстовику: «Оценивая свой многолетний опыт, я пришел к заключению, что самые мои большие любимицы - мухи с мобильным оперением, создающим иллюзию жизни. И не потому, что я точно рассчитал, какую именно мушку лосось найдет привлекательной; просто я обнаружил, что эта характеристика мушки наиболее важна для меня, что именно такие мухи обеспечивают мне успех». Каждый нахлыстовик по-своему индивидуален, что и выражается в наших "мушиных" пристрастиях.
Подвижность оперения, делающая мушку мобильной, если не абсолютно необходимое условие для удачной рыбалки, то, во всяком случае, чрезвычайно важное. Жизнеподобные мушки - модели нимф, мальков, креветок и т.д. - могут быть созданы, когда используются обширный набор современных материалов и разнообразная техника вязания. Тогда ремесло превращается в священнодействие, возводится в степень искусства.
Следует, однако, учитывать, что произведение, созданное нами за вязальным станком, может ласкать наш взгляд, но быть недееспособным в условиях реальной ловли. Однако иллюзия жизни в поведении мухи может привлечь внимание рыбы, а вибрации и подвижность ее элементов - окончательно убедить лосося, что мушка жизнеспособна и ее надо срочно попробовать «на зуб», и значит, пора атаковать.
Мобильными элементы мухи становятся не только в результате правильного выбора материалов, но и благодаря их сдержанному использованию при вязании. «Передозировка» может привести к тому, что из ваших рук выйдет не лососевая муха, а летающий помазок для бритья. Именно боязнь «перебухать» меха в крыло привела к появлению столь архаичного метода проверки его мобильности, как «щупанье». Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с тем, что демонстрирующий свою бывалость нахлыстовик бесцеремонно «лапает» ваши мухи, возводя к небу глаза и причмокивая с умным видом.
Я глубоко презираю этот метод, потому что опытный нахлыстовик с первого взгляда определит качество и происхождение материала, а если не сможет - спросит у хозяина. Но это вопрос в общем-то этический. Если хозяин не возражает, можете «ворошить» муху, только, ради Бога, не делайте это с перьевыми или смешанными мухами, связанными в стиле «классика», Spey или Ally's shrimp, - вы только уроните себя в глазах окружающих таким кощунством.
Известно, что «классика» породила «модерн» с крылом из длинного мягкого меха, и это дало мухе определенные преимущества, например подвижность.
Мобильность элементов мушки Ally's shrimp достигается благодаря использованным на ее воротнике длинным бородкам с птичьих перьев и свободно двигающемуся хвосту из тонкого бактейла. Как говорит Аллайстар Гованс, Ally's shrimp явилась результатом длительных экспериментов и последовательного увлечения мухами-трубками, ваддингтонами, а затем и мухами на одинарниках и двойниках с удлиненным меховым крылом. Я бы добавил, что она несет на себе отпечаток и другого, не менее известного стиля вязания - Spey, в котором для формирования длинных подвижных элементов используются шейное или спинное перо серой цапли.
Когда мы смотрим на муху или описываем ее, то используем знакомые нам слова для поименования тех или иных элементов мухи, хотя на самом деле назначения этих элементов в лососевой мухе совсем не те, что имеются в виду в прямом смысле этих слов. И если у нимфы или имитации муравья «ножки» - это именно ножки, а «ребра» обозначают членистость тела, то в лососевой мухе это всего лишь обозначение элементов. В Ally's shrimp даже понятие «крыло» весьма условно.
Тот, кто когда-нибудь видел живую атлантическую креветку, не удивится теплым цветам приманки, о которой идет речь, - креветка хотя в основном и серая, но если рассматривать ее на свет, можно увидеть, что она также и оранжево-розоватая. Это совсем не те известные нам травяные черноморские креветки, которые так хорошо шли под пиво в далекие советские времена...
Почти все элементы Ally's shrimp в той или иной мере призваны создать иллюзию движущейся в воде креветки. Хочу подчеркнуть, что именно в воде. Муха в сухом виде и то, что рыба видит в воде, - далеко не одно и то же. Благодаря постоянному движению элементов мухи в потоке создается некий размытый силуэт, что-то знакомое для лосося. И перьевой воротник предназначен не для того, чтобы имитировать ножки креветки, - он призван размыть четкие контуры тела мухи. Мех серой белки создает «базу» тела на оранжевом фоне бородок пера золотого фазана. Их темные кончики имитируют глаза (испуганная креветка, как и рак, движется задом наперед). Мягкий подвижный хвост приманки имитирует сложенные впереди антенны и ножки креветки.
В начале 80-х годов, когда эта муха родилась на свет, не было такого богатого ассортимента полупрозрачных материалов; включать в хвост столь популярный сейчас Crystal Hair стало возможным гораздо позже. Многие современные имитации креветок и водяной блохи вообще связаны без каких-либо натуральных материалов.
Вязание мух - забавная штука! Сначала на заданную тему вы вяжете все, что только в голову придет, а потом приходится отвечать на известный вопрос «Что делать?». Чтобы получить один удачный образец, вам приходится отсеивать и с обливающимся кровью сердцем пускать под нож десятки ласкающих ваш взор мушек. Что поделаешь - это удел нахлыстовика. Я, разумеется, имею в виду тех любителей этого вида ловли, которые постоянно ищут новое. Для слишком занятых и ленивых копирование готовых образцов или их покупка есть кратчайший путь к работающей лососевой мухе и, в конечном счете, к успеху.
Представляемые читателю пять вариантов мухи Ally's shrimp - плод раздумий, наблюдений и экспериментов автора мухи в течение почти 20 лет. Я связал их в точном соответствии с оригинальным описанием их частей, пропорций и материалов. Шестой вариант, мой собственный, принес мне несколько хороших семг на Кольском и постоянно живет в моей коробке вот уже четыре года.
Читателю необязательно вязать или покупать все. Как и у любого рыболова, у нахлыстовика есть свои привязанности, особенно по части мух. Набор из шести мух приглашает вас сделать собственный выбор и призван показать ищущим, как можно работать с материалами.
В заключение я хотел бы привести одну из мыслей А.Гованса, высказанную им на страницах британского журнала «Flyfishing and Flytying», которую я целиком поддерживаю: - «Сотни рыболовов рассказывали мне об их успехе при ловле с Ally's shrimp и я любил смотреть в их искрящиеся восторгом глаза. Их собственные открытия и опыты доставляли мне раньше большое удовольствие, но нет сейчас во мне былой радости. Причина - в том, что ежегодно Ally's shrimp убивает сотни лососей по всему свету. Начинающий нахлыстовик будет истреблять лосося на мясо до тех пор, пока не насытит свое честолюбие демонстрацией трофеев другим рыболовам и всей своей родне. Когда еще он обретет мудрость, чтобы отпускать своего «призового» лосося назад в реку, чтобы тот смог продолжить восхождение к ее истокам и дать жизнь новому поколению...
Дикий атлантический лосось бесценен и его количество во всех странах драматически уменьшается. Мы, рыболовы, играем не последнюю роль в этой драме. Если вы когда-нибудь захотите выразить мне признательность за создание этих образцов мух, то сделайте одолжение: поймав - отпустите несколько лососей восвояси, и тогда, может быть, ваши дети и дети ваших детей поблагодарят вас за то, что вы помогли сохранить эту прекрасную рыбу». Неплохая мысль, не правда ли?
Ally's shrimp original
Хвост: оранжевый бактейл (по желанию - 4-5 полосок перламутрового Crystal hair).
Тело: задняя половина - красный шелк, передняя - черный шелк.
Ребра: овальный серебряный люрекс.
Подкрылки: симметрично сверху и снизу тела - мех из хвоста серой белки.
Крыло: перо V-образной формы, взятое с шеи золотого фазана. С пера удалена верхняя треть.
Воротник: бородки оранжевого петушиного пера.
Голова: красная.
Ally's shrimp Юрия Шумакова
Yellow shrimp
Хвост: смесь желтого и оранжевого бактейла (по желанию - перламутровые полоски Crystal hair).
Тело: задняя половина - плоский серебряный люрекс, передняя - черный шелк.
Ребра: серебряный овальный люрекс.
Подкрылки: симметрично сверху и снизу тела - мех с хвоста серой белки.
Крыло: бородки пера с шеи золотого фазана.
Воротник: желтые бородки петушиного пера.
Голова: черная.
Ally's shrimp special
Хвост: смесь красного и огненно-оранжевого бактейла.
Тело: задняя половина - красный шелк, передняя - черный шелк.
Ребра: золотой овальный люрекс.
Подкрылки: симметрично сверху и снизу тела - мех из хвоста серой белки.
Крыло: перо V-образной формы, взятое с шеи золотого фазана. С пера удалена верхняя треть.
Воротник: смесь бородок петушиного пера тех же цветов, что и хвост.
Голова: красная.
Cascade
Хвост: смесь желтого, огненно-оранжевого бактейла и 4 полосок перламутрового Crystal hair.
Тело: задняя половина - плоский серебряный люрекс, передняя - черный шелк.
Ребра: серебряный овальный люрекс.
Крыло: мех черного медведя, ондатры или белки и 4 полоски перламутрового Crystal hair.
Воротник: оранжевые бородки петушиного пера поверх желтых бородок.
Голова: черная.
Tummel shrimp
Хвост: смесь черного, желтого и огненно-оранжевого бактейла с 4 полосками перламутрового Crystal hair.
Тело: черный шелк.
Ребра: серебряный овальный люрекс.
Крыло: мех черного медведя, ондатры или белки.
Воротник: бородки голубого пера цесарки поверх бородок оранжевого петушиного пера.
Голова: черная.
Ю. Шумаков, 1999г.