Заброс вперед
Заброс над головой состоит из двух забросов – забросе назад и забросе вперед. Заброс назад, хотя и требует вашего внимания и времени для практики, по сути, является подготовительным движением, способом распрямить шнур в направлении, противоположном забросу вперед. Одна из самых приятных вещей в забросе вперед это наблюдать за тем, как отличные петли выходят из кончика удочки. К сожалению, визуальная обратная связь не гарантирует петель правильной формы. Заброс вперед имеет свои ловушки, в которые попались многие нахлыстовики. Это обсуждение может предоставить недостающую часть в вашем поиске отличного заброса вперед.
Начните плавно
Инструкторы по забросам согласятся, что пауза в конце взмаха назад должна длиться до тех пор, пока шнур почти не распрямится. Если ваш взмах вперед сопровождается звуком щелчка кнута, то ваш взмах начался тогда, когда шнур еще быстро двигался назад – т.е. слишком рано. Если вы чувствуете рывок, ваш шнур выпрямился и начал падать – пауза слишком большая. Если вы будете ждать так долго при использовании тяжелой мушки, то при полете вперед она будет болтаться вверх и вниз, и может вас зацепить. Несмотря на все ваши усилия шнур не всегда будет выпрямляться позади вас, особенно если есть ветер. Таким образом, ваше начальное движение вперед может помочь вытянуть шнур прямо, а также начать его движение вперед. Любая неравномерность в первоначальном натяжении шнура удочкой, которая может возникнуть в результате удара или сотрясения, приведет к отклонению шнура от его прямолинейного пути. Преподаватели используют такие слова, как «постепенно» и «плавно» при обучении этому начальному движению вперед. Иногда я вспоминаю фразу Мэла Крюгера «потяни за кончик», которая напоминает мне о том, чтоб нужно двигать кончик удочки с нарастающей скоростью.
Каждый опытный кастингист, забрасывающий шнур на большие расстояния, чтобы обеспечить плавный старт вперед, использовал свой тип движения плеча. Я стараюсь развить эту привычку и у начинающих кастингистов. Я знакомлю их с одним типом движения, но понимаю, что и другие стили так же могут быть эффективными. Попытка использовать запястье, чтобы начать движение вперед, ответственно за большинство проблем с захлестами, которые я наблюдаю. Запястье больше подходит для быстрых, финальных движений, чем для тех, кому требуется устойчивая, равномерно приложенная сила. Поднятие руки до уровня уха во время взмаха назад помогает расположить руку для движения плеча вперед.
Рис. 1. Используйте плечо, чтобы опустить локоть. Это обеспечит плавный старт вашему забросу вперед. Держите запястье «твердым», это поможет предотвратить перехлесты и гарантирует, что более сильные мышцы плеча и предплечья будут работать для хода руки при взмахе.
Движение плеча, которое я показываю студентам, опускает их локоть, всего на 7-12 см вниз при забросе от 9 до 12 метров. Когда это происходит локоть остается согнутым, а запястье «твердым» (рис .1). Таким образом, опускание руки начинает наклонять удочку вперед, перемещая шнур не дергая его. Возможно вы уже знакомы с этим движением плеча из-за акцента, сделанного на нем такими инструкторами как Джоан Вульф, Гари Боргер и Ян Курахара.
Резкая остановка
Хотя инструкторы обычно учат начинать взмах плавно, большинство из них подчеркивают необходимость резкой остановки. Как и в забросе назад, резкая остановка ускорения удочки завершает эффективную передачу энергии от вас к удочке, которая затем выпрямляясь передает ее шнуру. Инструкторы отличаются тем, как они учат этой остановке. У некоторых ученики держат запястье «твердым» на протяжении всего броска вперед, чтобы предотвратить проблемы, возникающие из-за свободного, гибкого запястья. «Жесткое» запястье некоторых студентов соблазнило меня предложить использовать «заблокированное» запястье, но я этого избегаю, потому что опытные кастингисты обычно используют некоторое движение запястьем. Тем не менее, если мы проинструктируем студентов добавить небольшое движение запястьем они, скорее всего, переборщат. Зная это Лэфти Крей советует ученикам «нажать большим пальцем руки», чтобы «закрепить» запястье без осознанного контроля над ним. Даже когда мы советуем использовать «твердое» запястье, мы надеемся, что ученики включат небольшие действия запястьем, и они довольно часто это и делают.
Другие инструктора считают это движение запястьем настолько важным, что подчеркивают его в своем обучении. Лэфти и Джоан Вульф используют разные стили, но оба говорят, что используют большие мышцы для обеспечения силы и направления при забросе шнура, но в конце заброса делают быстрое движение запястьем для контроля размера петли. В течение многих лет Джимми Грин настаивал на том, что остановка удилища является ключом к хорошему забросу. Его «положительная остановка» состоит из нажима большим пальцем на ручку удочки, при этом ручка удочки упирается в низ ладони. Таким образом, его «положительная остановка» это маленькое вращение запястьем, которое не только останавливает удочку, но и помогает кончику преодолеть упругость удочки. Билл Кэнс, инструктор восточного побережья США также описал это действие запястья. Даг Свишер называет это движение «микро-запястье», а Джо Хамфрис - «стук».
Рис 2. Несмотря на то, что большие мышцы плеча обеспечивают силу и направление при забросе шнура, для контроля размера петли необходимо позднее движение запястьем. Как показано на рисунке 1, движение запястьем происходит позже опускания локтя.
При обучении забросу назад я учил, чтобы «жесткое» запястье контролировало кончик удочки, помогая мне узнать где проходит шнур, когда он находится позади меня. Тем не менее, при забросе вперед я хочу использовать движение запястьем как часть остановки. Чтобы сделать это, мне нужно перенести движение запястьем студента в более позднюю часть заброса. Я использую последовательность «опусти локоть – согни запястье», которую я впервые услышал от Криса Корича. При опускании локтя движение запястья задерживается и происходит ближе к остановке (рис. 2). Джоан Вульф рекомендует начинать это движение запястьем, когда комель удочки становится перпендикулярен углу, под которым вы пытаетесь выпрямить шнур («целевая линия»).
Помедленнее
Заброс вперед заканчивается резкой остановкой, при этом кончик удочки выпрямляется близко к движущемуся шнуру. Если вы опускаете кончик удочки низко во время заброса, вы так же опускаете и нижнюю часть петли и теряете эффективность узкой петли. Тем не менее, после остановки вы можете опустить руку и удочку для произведения проводки или для начала следующего взмаха назад.
Практика
В предыдущей статье я описывал отработки заброса назад на газоне – медленно поднимаем шнур с травы, ускоряя и останавливая руку на уровне уха, позволяя шнуру приземлиться позади вас, а затем оборачиваемся, чтобы сделать еще один заброс назад. Эта первая часть изначально выполняется рукой, держащей удочку, держа шнур другой рукой напротив пробковой рукоятки и 12 метров шнура и подлеска за тюльпаном. Перед добавлением заброса вперед к этой последовательности попробуйте отработать движение «опускание локтя и изгиб запястья» заброса вперед без удочки. Делая это держите локоть согнутым (не разгибая руку вперед) и останавливайте руку на уровне груди. Затем попробуйте сделать эти движения с удочкой, но без шнура. Сделайте подъем руки до уровня уха при забросе назад, резко остановите удочку, после опустите локоть и согните запястье, остановив удочку примерно на полпути между вертикалью и горизонталью. После этого позвольте руке опуститься вниз. Повторяйте эту последовательность движений до тех пор, пока она не станет для вас естественной – подъем для заброса назад, опускание локтя, изгиб запястья, следование руки вниз.
Теперь вы готовы добавить заброс вперед к вашему умению забрасывать назад. Начните, как и прежде, с того, что сделайте заброс назад и позвольте шнуру упасть на траву позади вас. Развернитесь и потратьте немного времени, чтобы убедиться, что ваша рука находится на уровне уха, а удочка немного отклонена от вертикали. Слегка опустив локоть начните заброс вперед, и быстро согните запястье чтобы завершить бросок. На траву сперва должны упасть конец шнура и подлесок. Если сперва приземляется средняя или ближайшая к вам часть шнура, вы либо слишком низко опускаете локоть, либо рано опускаете удочку, либо неправильно изгибаете запястье. Но сначала проверьте точку остановки. Если ваша рука находится на уровне груди, а кончик удочки несколько выше, вы вовремя не опустили удочку.
Затем проверьте тайминг движения запястья, наблюдая за комлем удочки над рукой во время заброса вперед. При наклоне немного вперед от вертикали он должен быть перпендикулярен направленной слегка вниз целевой линии. Примените движение запястьем в этой точке и остановите движение удочки.
Включите опускание удочки вниз в подготовку к следующему забросу назад. Продолжайте эту последовательность забросов вперед и назад с укладкой шнура на траву после взмахов. Вы должны тренироваться до тех пор, пока конец шнура и подлесок не будут приземляться первыми. Затем начните делать забросы вперед и назад не опуская шнур на траву. Разбиение заброса на части - это отличный способ проверить свою технику, если вы долгое время не практиковали заброс. Тим Раджеф использует эту практику с длинным шнуром, чтобы помочь опытным кастингистам получить максимальную отдачу от их удилища, и чтобы увеличить дистанцию заброса.
Мне нравится последовательность заброса от плеча до запястья, которая развивается из этой практики заброса. Тем не менее, если этот тип движений сложен или неестественен для обучаемого, я переключаюсь на обучение с «твердым» запястьем или другой стиль движения рук. Иногда мы, инструкторы, влюбляемся в собственные стили заброса, вместо того, чтобы адаптировать наше обучение к ученикам, которые по-разному двигаются и учатся. Я надеюсь, что эта инструкция вам подойдет и сгладит ваши начальные движения или поможет развить быструю остановку запястья, чтобы «затянуть» ваши петли.
All Kyte
Перевод Д. Думченко, специально для flytying.msk.ru